О хрупкости жизни

Это интересно Просмотров: 238

Зима. Может быть, не белоснежная, морозная, но всё же в межсезонье загнала суетливый люд в теплые дома. Это время, когда всё природное замирает, очищая пространство для тихих, неспешных разговоров. Сегодня вспомнится то, что в другое время года затерялось в памяти за жизненной круговертью.

Собирая материалы о родном крае, слушаю житейские истории, удивляюсь, восхищаюсь, смеюсь, сопереживаю, соболезную. Говорим обо всех основных событиях человеческого бытия: о семейных праздниках, о рождении, крещении, детстве, юности, о военной службе, кипучей работе и, наконец, о смерти. О последнем люди разного возраста говорят по-разному, некоторые стараются избегать этой темы. Лишь пожилые рассуждают о смерти без страха, может быть, только с ноткой едва уловимой грусти. Как нечто обычное лежат в шкафах у старушек узелки для путешествия в мир иной.
– А что, всему свой срок, надо приготовиться, – спокойно объясняет наличие смертного гардероба одна из жительниц. – У меня в узле всё зимнее, наверное, зимой помру, только не знаю в какую зиму, – смеётся.
Многое за короткий промежуток времени в людях изменилось. Технический прогресс не даёт возможности остановиться, подумать о вечном. А мир невидимый тихонько стучит, напоминая, что не хлебом единым жив человек.
– Знаешь, мне же несколько раз шили смертное, – говорит одна наша соседка. – С самого раннего детства я знала, что родилась раньше положенного срока. Хотя никто в те времена сроков не определял, но эти ощущения со мной были всегда. Помню, как каждый раз после возвращения со смертной границы меня укутывали в дедушкин тулуп и отогревали на печи. Мёрзла я. Казалось, что моё тело – прибежище для сквозняков. Дедушка очень любил меня и приносил кусочки серо-голубого сахара. Это был маленький праздник среди моих частых умираний.
Сущность этой женщины можно выразить словами: "Душа-человек". А те, кто хоть раз побывал на границе двух миров, перестраиваются и живут без резких движений, усердно стараясь никого не обидеть ни словом, ни делом. Они же необычайно щедры и теплы, что притягивает к ним великое множество людей, озябших в стуже бездушности. Знать, не напрасно наносит смерть свои визиты.
Во все времена человек пытался создать эликсир бессмертия или хотя бы лекарства, но если какие-то болезни и удавалось взять под контроль, то обязательно появлялись новые. Наши предки подходили к лечению заболеваний комплексно, используя средства, исцеляющие душу и тело одновременно. Для души непременным лечением были службы о здравии, исповедь и причастие, пост и молитва. Для тела – отвары, настойки, припарки, компрессы холодные и горячие, обёртывания, мази. А если и это не помогало, то проводили обряд выкупа больного. Правда, предназначался он только для детей. Если ребёнок долго болел, и ничто уже не помогало, его "продавали". "Продавали" любому человеку, у которого в семье по линии здоровья всё было гладко. Конечно, всё было символично, плата была самой небольшой. Малыша передавали в руки купившего через окно. Человек три раза обносил ребенка на руках вокруг дома и отдавал родителям. Считалось, что младенец теперь под дополнительной защитой ангела-хранителя новой семьи. Может быть, это отголоски язычества, но, желая вырвать малыша из когтей смерти, таким средством пользовались тоже.
Хрупкость жизни настораживает и вразумляет, а некоторых, не способных к добрым переменам, смерть забирает по бесполезности.
Или вот, к примеру, похоронила одна женщина мужа, по всем правилам снарядив в дальний путь. Помянули усопшего, как полагается, застольной трапезой, молебном и подаянием. Точно так же и на девятый день, а там и полгода незаметно пролетело. Всё исполнили по правилам, да только стал покойный сниться близким и просить свою шапку. И тут родные вспомнили, что именно шапку в гроб и не положили! Отдала женщина шапку покойного мужа соседу в помин души, и муж сниться перестал. Из этого случая возник вопрос: "Неужели предметы одежды и быта так нужны там, за гранью физического существования"?
– Да не шапка ему нужна, а молитва о прощеньи да деланье добрых дел! Нечего ему предоставить Богу в качестве отчёта о земной жизни. Не может душа протиснуться даже на край Царства Небесного. Каждая душа по-своему о помощи взывает: кто-то еды просит, кто-то плачет, печалится, кто-то просит одежду или что другое, и родственники должны помогать, – объяснил кратко это явление один православный человек, когда зашёл у нас разговор о мистическом и как будто необъяснимом.
Старцы в святоотеческих наставлениях напоминают о том, что в нашей жизни важны ровность и плавность хода, умение помолиться об ушедших, чтобы, изменив их участь на лучшую, иметь надежды об их заступничестве перед Богом в тяжкие для нас минуты. Важно знать, что было мечтой близкого человека, в чём состояло дело его жизни. Важно, чтобы души дедов и отцов, бабушек и матерей, уходили из этого мира спокойно, без горечи, терзаний и сожалений. Каждый из нас продолжатель своего рода, и чтобы не расплескать благодатную энергию семьи в неурядицах, обидах и равнодушии, нужно побольше общаться с родными и близкими при жизни, прощать и просить прощения, и бесконечно нести друг для друга свечу добрых дел.
Светлана САЙ.

Дни особого поминовения усопших
9 февраля – Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову
22 февраля – Суббота мясопустная
14 марта – Суббота 2-й седмицы Великого поста
21 марта – Суббота 3-й седмицы Великого поста
28 марта – Суббота 4-й седмицы Великого поста
9 мая – Поминовение усопших воинов
28 апреля – Радоница
6 июня – Суббота Троицкая
7 ноября – Суббота Димитриевская

Печать