И на закрытии не обойдется без российской премьеры – прозвучит концерт для шести контрабасов с оркестром. В целом, фестиваль прошел насыщенно, творчески и очень дружески – и мы это ценим. Определяя его программу, перед собой ставили цель сконцентрироваться на тех важных проектах и событиях, которые были представлены за время существования фестиваля. Не только концерты, но и образовательные проекты в Зимнем театре были очень содержательными. Например, небывалый ажиотаж вызвала музыкальная академия фестиваля: огромное количество участников и в народном, и в инструментальном департаментах... Мы очень хотели сделать юбилейный 15 фестиваль ярким, в том числе провести его в исторических местах города. С колоссально трогательным интересом прошли концерты на железнодорожном вокзале в Адлере, в морпорту и аэропорту Сочи. Большим профессиональным успехом отмечена международная конференция, на которую в город приехало большое количество региональных министров культуры и директоров театров. Всё, что было на фестивале этого года, составляет саму суть фестивального искусства.
Концертная программа закрытия фестиваля была значительно скорректирована. По словам Гринченко, "многие участники физически не смогли прилететь в Сочи", в связи с чем организаторам в сжатые сроки пришлось не просто "очень серьезно обсуждать качественное наполнение программы", но и принимать решения и оперативно действовать.
Вечером 27 февраля на заключительном гала-концерте лидировал Всероссийский юношеский симфонический оркестр во главе с Юрием Башметом и молодые солисты – совсем юные музыканты, достойно себя проявившие на различных международных конкурсах. Как пояснил организатор, это вполне вписывалось в общую концепцию 15 фестиваля, который должен был не только подвести итоги, но и наметить пути дальнейшего развития музыкального проекта в Сочи.
Из первоначально заявленных на сцену вышла российская оперная певица Кристина Мхитарян (сопрано), которой сочинская публика с восхищением аплодировала. Этот вечер, без сомнения, украсила скрипка солиста Московской филармонии, лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста России Никиты Борисоглебского, который эмоционально и вдохновенно исполнил Интродукцию и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром Камиля Сен-Санса.
– Да, пришлось корректировать программу, которая в итоге представила слушателям ретроспективу русской исполнительской школы. Стержневым в программе стал Всероссийский юношеский симфонический оркестр юных музыкантов из 40 городов России. Каждый год молодые люди традиционно приезжают в Сочи, где проходят обучение в Музыкальной академии. От нас они уходят уже абсолютно состоявшимися молодыми солистами, – резюмировал Дмитрий Гринченко.

Об образовательных проектах фестиваля
Фестиваль порадовал образовательными проектами, нацеленными как на просвещение слушательской и зрительской аудиторий, так и на повышение мастерства представителей различных профессий сферы культуры и искусства. Помимо специализированной Международной музыкальной академии фестиваля, были проведены Школа молодых журналистов, Фотошкола фестиваля, Сочинская лаборатория видеоарта, Зимняя школа поэзии. В Лектории фестиваля – разноплановая тематика. Желающим погрузиться в фотоискусство кандидат искусствоведения, арт-директор Международного фестиваля фотографии PhotoVisa Ирина Чмырева рассказала о 10 великих фотографических проектах мира о музыке и музыкантах, а также о творческих союзах живописцев, скульпторов, архитекторов и фотографов. Художник по костюмам, историк и аналитик костюма в кино Анна Баштовая поведала о моде в советских фильмах и представила 10 фильмов, повлиявших на моду (от "Касабланки" до "Матрицы"). Старший научный сотрудник Музея Москвы, автор и организатор архитектурных лекториев Денис Ромодин два дня погружал желающих в особенности архитектуры Черноморского побережья XX века.
Свой значимый просветительский вклад в фестивальный проект внесли и выставки. Состоявшая из одноканальных видеоработ выставка "Эхо Эко 2022" на каждом из 15 экранов отражала "экологический характер взаимоотношений людей с миром искусства". Выставка литературных инсталляций "Федор Достоевский и его герои" Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля была посвящена 200-летию великого русского писателя.
Нововведением 2022 года стал Клуб профессионального слушателя, нацеленный на расширение кругозора и опыта любителей музыки, театра и искусства в целом. Исходя из тезиса: "Фестиваль – это не просто вереница концертов, а особая культурная среда для интенсивного взаимодействия с искусством", Ляля Кандаурова, музыкант, журналист, автор книг и лектор, удостоенный премии "Просветитель", 11 дней помогала тем, кто хотел серьезно и глубоко разобраться в содержании, сюжетах и смыслах программ и спектаклей фестиваля. Через дневные лекции, рассказы-погружения, "медленные слушания" музыкальных фрагментов, диалоги с присутствующими на фестивале композиторами, режиссерами и поэтами все посетители клуба готовились к просмотру вечерних постановок, на которые они приходили уже вооруженные знаниями и нацеленные на осмысленное восприятие музыкального или театрального действа.

О премьерах фестиваля-2022
Их было две. 18 февраля – спектакль "Кроткая" по мотивам одноименной повести Ф. М. Достоевского, 25 февраля – музыкально-драматический спектакль "Ибсен. Recycle".
Взяв за основу классика русской литературы XIX века, режиссер-постановщик Виктор Крамер представил на суд зрителей "фантастическую историю о крахе одной идеальной системы". Сергей Гармаш очень проникновенно воплотил на сцене трагический образ ростовщика, который в нелепом стремлении приспособить любовь под себя, под свои выверенные планы, умудряется разрушить и чувство, и личное счастье, которые первоначально воспринимал как чудо, дарованное свыше. И, как следствие, разрушает не только любимую женщину, доводя ее до самоубийства, но и себя. Музыка, написанная к этому спектаклю композитором Кузьмой Бодровым, была исполнена в этот вечер камерным ансамблем "Солисты Москвы", который возглавил Юрий Башмет.
"Recycle" – в переводе "вторичная переработка, повторный цикл". Ей, переработке, режиссёр Павел Сафонов, композитор Валерий Воронов и драматург Егор Зайцев подвергли две знаменитые пьесы норвежского драматурга конца XIX – начала XX века Генрика Ибсена "Пер Гюнт" и "Бранд". Главный герой – убийца, осужденный на смерть, по сюжету сначала проходит через процедуры, цель которых – через воссоздание фрагментов жизни и образов близких людей привести убийцу к раскаянию. Депрессивный серый фон тюрьмы и темных одежд сценических героев, пограничное сознание самовлюбленного религиозного фанатика, осужденного на смерть, диалоги, больше напоминающие монологи людей, разговаривающих сами с собой, философская подоплека реплик героев и убийство осужденного в момент осознания им грехов... Этим спектаклем авторы предлагают зрителю осознать и, возможно, принять, общеизвестный тезис: "Искусство не обязано быть комфортным, оно должно будить чувства и совесть…"

О настоящем и будущем
Вечером 27 февраля фестиваль завершил Всероссийский юношеский симфонический оркестр во главе с Юрием Башметом исполнением отрывка Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича, имеющей второе название "Ленинградская". Исполнительный директор Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи, заключая общение с журналистами на пресс-конференции, сообщил о том, что в ближайшее время начнётся подготовка к проведению16 фестиваля.
Лариса Остренко.
Фото: Виталий Пустовалов.