– Григорий Константинович, с какими программами коллектив вошёл в 2022 год? Что в ближайших планах?
– Новый год для коллектива начался с исполнения в Зимнем театре сказки "Щелкунчик" с Максимом Авериным в главной роли и музыкальным сопровождением нашим оркестром. Этому событию я склонен придать особую значимость, поскольку оригинальный сценарий, прекрасная режиссура и великолепное актерское мастерство Максима Викторовича, не говоря уже о масштабе и привлекательности его личности, превратили этот спектакль в яркое новогоднее действо. Для нашего оркестра это был серьёзный творческий вызов, поскольку исполнение симфонической музыки Чайковского народным оркестром является "высшей пробой", своеобразной "лакмусовой бумажкой", подтверждающей профессиональный уровень оркестра, его тембральную и динамическую палитру, взаимодействие коллектива с дирижером, индивидуальное мастерство артистов и уровень их музыкального мышления. И, должен сказать, что этот своеобразный экзамен "Русский сувенир", по общему мнению зрителей и наших коллег-музыкантов, в том числе и симфонистов, выдержал блестяще!
В январе оркестр участвовал в праздновании Старого Нового года на сцене Зимнего театра, через две недели коллектив под управлением дирижера Андрея Афонина выступал в Органном зале на юбилейном вечере певицы Татьяны Остудиной, а в середине февраля нами была исполнена программа "Зимний аккорд".
28 февраля коллектив успешно выступил в Государственной филармонии Республики Адыгея с программой, состоявшей из наиболее ярких произведений, исполненных оркестром в 2021 году. На сцену в этот вечер вышли солистка Сочинской филармонии Ольга Коржова и ведущие солисты оркестра: домристы Анна Мягкая и Надежда Юдина, баянист Игорь Мурзанаев и балалаечник Андрей Венников. В рамках укрепления творческого сотрудничества в программе сочинского коллектива приняли участие майкопские артисты: ансамбль "Долина" и баянист-виртуоз Дмитрий Гордиенко.
В ближайших планах у "Русского сувенира" большой Пасхальный концерт с Народным вокальным ансамблем "Долина" из Майкопа, концерт, посвященный Дню балалайки, "Парад балалаечников", программа солистки оркестра, стипендиатки Правительства Российской Федерации Анны Мягкой "Домра MAXI".
– Будут ли в этом году премьерные исполнения произведений? На каких композиторов вы ориентируетесь в своей творческой деятельности?
– Практически в каждом нашем концерте в программе присутствуют премьеры. Воздержусь от анонса, предпочитаю делать сюрпризы. Что касается репертуарной политики нашего коллектива, то здесь моя позиция достаточно традиционная: русский оркестр должен исполнять любую музыку – от классики до джаза, но в приоритете исполнение народной музыки. Сюда входят оркестровые сочинения, фантазии, концертные вариации, обработки народных мелодий для солирующих инструментов с оркестром, а также исполнение народных песен вокалистами под богатый оркестровый аккомпанемент.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают произведения русских и зарубежных классиков: Баха, Брамса, Дворжака, Гуно, Чайковского, Мусоргского, Шостаковича и других. Исполнение "народниками" классических произведений разных эпох и стилей, в оригинале написанных для симфонического оркестра, с одной стороны, даёт новую жизнь произведениям, потому что они звучат новыми красками и тембрами; а с другой стороны, очень помогает оркестру развиваться в профессиональном плане.
Большое значение мы придаем исполнению музыки народов мира и народов Северного Кавказа, в частности. Русские народные инструменты вобрали в себя лучшие качества, присущие фольклорным инструментам всего света, они аккумулировали в себе лучшие решения, как в плане технологии изготовления, так и исполнительской техники. Поэтому любая музыка, будь то чисто народная, либо композиции, созданные на фольклорной основе, в русском народном оркестре звучат великолепно. Не менее важно, что, исполняя армянскую, грузинскую, греческую, адыгскую и другую музыку, мы просвещаем слушателей, знакомя их с культурой нашего региона, мы пропагандируем поликультурность и прививаем любовь к русским народным инструментам как важнейшей составляющей этой культуры.
– Над чем вам, как художественному руководителю и главному дирижеру оркестра, предстоит работать в ближайшее время?
– Кроме определения репертуарной политики, решения вместе с вышестоящим руководством кадровых вопросов и вопросов укрепления материально-технической базы коллектива, руководитель оркестра обязан думать о поддержании в коллективе теплой дружеской атмосферы, товарищеских отношений между артистами, работать над пониманием каждым артистом собственной значимости и ответственности за итоговый результат творческой деятельности коллектива.
В круг более специфических задач входят создание и выпуск концертных программ, план их подготовки и репетиционной деятельности, работа с солистами и взаимодействие с другими творческими коллективами. Дирижер, решая творческие задачи, должен разъяснить коллективу оркестра идею, структурные особенности, содержание и характер музыкальных образов исполняемого произведения.
– Как повлияют новые музыкальные инструменты на качество звучания оркестра?
– Проблема обновления инструментария в оркестре назрела давно. Значительная часть инструментов изношена и уже не отвечает требованиям, предъявляемым к звучанию профессионального оркестра. К нашей большой радости, руководством СКФО было принято решение купить для оркестра четыре альтовых домры и балалайку приму одного из лучших на сегодняшний день мастеров России Анатолия Игнатенко. Эти инструменты обладают идеальным строем, глубоким тембром, большим динамическим диапазоном и очень удобны для исполнителей. Новые инструменты дебютировали на концерте 28 февраля в Майкопе. Качество звучания и уровень исполнения у получивших эти инструменты музыкантов, и, соответственно, у всего оркестра, вырос на порядок. Хочу выразить глубокую признательность людям, благодаря которым это стало возможно: генеральному директору СКФО Владимиру Владимировичу Кузнецову, директору Сочинской филармонии Валерии Николаевне Анфиногеновой и главному бухгалтеру Ольге Васильевне Киряк. В перспективе коллектив надеется приобрести концертный баян, аккомпанирующие балалайки (секунда и альт) и басовые домры.
– Что изменится, если поданная в Фонд Президентских грантов заявка по программе "И льется песня гор...", будет одобрена?
– Я надеюсь, что заявка на грант будет удовлетворена, поскольку сегодня все и везде понимают архиважность реализации творческих проектов, поддерживающих развитие традиционных направлений в этнической музыке и взаимопроникновение культур народов России. Если заявка будет удовлетворена, то наш коллектив в итоге представит публике уникальную концертную программу "И льется песня гор…", в которую войдут созданные нами инструментальные и вокальные композиции русских, армянских, греческих, грузинских, адыгских, ингушских, дагестанских, чеченских, осетинских мелодий и терских песен. К исполнению этих произведений мы планируем привлечь ведущих солистов-инструменталистов оркестра, а также вокальный ансамбль "Долина" из Республики Адыгея. В случае успеха эта программа будет представлена на трех сценических площадках города: в Зимнем театре, в Лазаревском Центре национальных культур и районном Доме культуре "Адлер".

Лариса Остренко.
Фото: Виталий Пустовалов.