В Сочи того периода было довольно много частных гостиниц, один санаторий и ванные здания на Мацесте. Ну и, конечно, дачи. То есть к 1917 году наш город уже был развивающимся курортом. Отдыхали здесь в основном богатые промышленники, знать, интеллигенция, средний класс.
В 1917-1920 годах город четырежды переходит из рук в руки. Наконец 2 мая 1920 года части Красной Армии под командованием П.В.Егорова принудили белогвардейцев сдаться. В 1920 году в Сочи наконец приступили к выполнению декрета Владимира Ленина "О лечебных местностях общегосударственного значения" (от 1919 года), на основании которого здесь начинает развиваться советский курорт для трудящихся.
Поначалу санатории для трудящихся открывались на базе национализированных дач и пансионатов. Брали несколько дач, называли это санаторно-курортной группой. В 20-е годы XX века в Сочи было создано семь таких санаторно-курортных групп по медицинским показаниям. Но останавливаться на этом было нельзя.
Как нельзя было и замыкаться на национализированных дачах. С одной стороны, дачная курортная система была плохо управляемой и попросту неудобной с точки зрения организации. С другой стороны, в городе по-прежнему не было водопровода и канализации. Проще и дешевле было построить новые здания по современным стандартам и подвести к ним коммуникации.
Начинается первая генеральная реконструкция Сочи-Мацестинского курорта. Сочи объявляется ударной стройкой, на которую выделяется 1 миллиард 400 миллионов рублей. Назначен Уполномоченный ЦИК СССР по Сочинскому курорту и группе курортов Кавказских Минеральных Вод.
Первый водопровод в Сочи был построен в 1929 году, а централизованной канализации на курорте не было до 1934 года. Прокладываются новые дороги и главная транспортная артерия города – Курортный проспект, который до 1957 года назывался проспектом имени Сталина. Его строили по новым нормативам: асфальтовое покрытие, ширина полотна 12 метров против прежних четырех с половиной и всего 28 поворотов на 10 километров пути (на старой дороге их было на сотню больше).

Сегодня каждый человек, приезжающий в Сочи на отдых, неизменно восторгается ласковым морем, удивительными растениями, собранными с разных концов света. А проезжая по Курортному проспекту, невольно обращает внимание на величественные, строгие здания санаториев и учреждений культуры, расположенные по обе стороны главной улицы города.
В разные уголки России увозят многочисленные гости Сочи памятные фотографии, сделанные у Зимнего театра или Художественного музея. Ни одна обзорная экскурсия не обходится без обстоятельного рассказа или хотя бы упоминания об этих и других объектах, по праву ставших визитной карточкой города. "Сочи – город дворцов", – так говорили о нашем курорте, начиная с конца 30-х годов ХХ века, но дворцов не для вельмож и богатеев, а для рабочего класса. Таким хотел видеть сочинское взморье Иосиф Виссарионович Сталин. Именно с его легкой руки на курорте на короткое время стала господствовать классическая архитектура, черпающая основы стиля из античности.
Несомненно, интерес для курортников представляет сам Курортный проспект, строившийся с 1932 по 1935 годы. На смену извилистой узкой грунтовой дороге приходит максимально прямая в гористой сочинской местности, покрытая асфальтом магистраль, с помощью которой от Хлудовского парка (современный парк "Ривьера") до мацестинских сероводородных источников можно было добраться за несколько минут, а не часов, как это было ранее. Через многочисленные речушки и ручьи были перекинуты мосты: Ривьерский, Верещагинский, Мацестинский и другие. Эти мосты до сегодняшнего дня являются украшением не только Курортного проспекта, но и всего города.
Одновременно со строительством дороги шла работа по созданию зданий и сооружений "дворцового", "сталинского" типа. К ним, в частности, относится Художественный музей, построенный в 1936 году. Мощное, величественное здание с тяжелыми колоннами, подпирающими портик, и симметричными крыльями было предназначено для аппарата Уполномоченного ЦИК СССР по Сочи-Мацестинскому курорту и должно было символизировать начало новой жизни Сочи – второе рождение курорта. Если вы не любите живопись, не заходите внутрь, но, прогуливаясь, обязательно обратите внимание на эту достопримечательность города. А если вы придете к музею в выходные, попадете на вернисаж: на площади Искусств перед бывшим домом Уполномоченного собираются местные художники.
По улице Орджоникидзе от здания Художественного музея за несколько минут можно дойти до Зимнего театра – замечательного творения архитектора Константина Чернопятова. Восемьдесят восемь колонн коринфского ордера опоясывают здание цвета золотой охры, на фронтоне установлены три женские фигуры: греческие музы Терпсихора, Мельпомена и Талия, созданные в мастерской известного скульптора Веры Мухиной.
Этот храм искусства знаком каждому россиянину, интересующемуся культурой и киноискусством. Ведь именно здесь проходят международный кинофестиваль "Кинотавр", фестиваль детского кино "Кинотаврик", ежегодные фестивали Клуба веселых и находчивых.
Продолжить знакомство с дворцовой архитектурой Сочи можно, посетив территорию санатория имени Серго Орджоникидзе – одного из красивейших курортных комплексов города-курорта. Эта здравница была построена в 1936 году по проекту архитектора Ивана Кузнецова в лучших традициях неоклассицизма: здесь и величественные колонны, и невесомые галереи, скульптурные композиции и фонтаны, прекрасный парк с большим количеством экзотических растений.
Пройти на территорию санатория можно без труда. Открытыми и для отдыхающих, и для местных жителей были в 30-е годы почти все санатории. Любой человек мог без проблем пройти на территорию понравившегося ему курортного комплекса, для того чтобы полюбоваться парком и корпусами.
В 1953 году по проекту сочинского архитектора П.В.Дзюбанова на территории санатория им. Орджоникидзе был построен фонтан "Танцующие вакханки", вошедший в историю киноискусства: в частности, именно здесь снимался один из эпизодов фильма "Старик Хоттабыч" в 1956 году. К 1940 году относится строительство четвертого ванного здания на Мацесте, которое по праву считается одним из лучших. Издали это сооружение смотрится как учреждение культуры: музей, театр – все что угодно, только не место, где принимают ванны. Неоклассицизм и здесь дал о себе знать. Автор проекта архитектор Голубев сделал все, чтобы советские люди принимали ванны в достойных условиях. На левом берегу реки Мацестаы среди экзотических деревьев можно заметить и небольшое ванное здание №3, построенное также в классическом стиле. В нем принимали ванны сам Иосиф Виссарионович, который лечился от полиартрита, и его ближайшие соратники. До Старой Мацесты, где расположены эти комплексы, можно добраться автобусами и маршрутными такси до остановки "Старая Мацеста".
С именем Сталина связано и строительство башни на горе Ахун. Некоторые экскурсоводы рассказывают, что Сталин сам любил подниматься на вершину Ахуна и в свое время предложил построить там смотровую башню, для того чтобы любой человек, живущий или отдыхающий в Сочи, мог без труда осмотреть окрестности города, горы Главного Кавказского хребта, полюбоваться бескрайней панорамой Черного моря вплоть до берегов Абхазии.
Распоряжение Сталина было выполнено. Архитектор Сергей Воробьев разработал проект, а части НКВД построили и дорогу, и башню в 1935-1936 годах. Сложена она из белого известняка, который добывался при строительстве Ахунского шоссе. Своим внешним видом напоминает средневековый рыцарский замок с лестницей, огибающей строение таким образом, что с каждого поворота открываются захватывающие виды.
И, конечно, представление об эпохе Сталина в Сочи было бы неполным без посещения дачи вождя, расположенной на территории санатория "Зеленая роща". Здание, где жил и работал Иосиф Виссарионович, – первое "дачное" творение личного архитектора Сталина, главного архитектора ЦИКа Мирона Мержанова, построенное в середине 30-х годов. Для красоты и соответственно климату архитектор запроектировал у наружной боковой стены оригинальный бассейн. Трубы, которые наполняли его водой, пролегали под замшелыми каменными глыбами. Таким образом создавался эффект естественности сооружения, близости к природе.
Получалось, что Мирон Иванович в силу личной заинтересованности пренебрег панической водобоязнью главы государства. Именно эта оплошность дорого стоила Мержанову: на месте фонтана за ночь соорудили затейливую клумбу, а он, построив еще несколько дач на Кавказе, стараясь не повторяться в каждом новом проекте, был репрессирован в годы военного лихолетья.
Как и на любой другой сталинской даче, интерьер легко угадываем и узнаваем: низкие потолки, стены, обшитые натуральным деревом, традиционная бильярдная, ванна-термос, в которой вода сутки сохраняла исходную температуру… Возможно, мебель спальных комнат покажется вам несколько кукольной, ведь она создавалась по индивидуальному заказу. Не секрет, что Сталин был маленького роста, и чтобы этот изъян не бросался в глаза, кровати были заведомо меньшего размера.
Изюминка сочинской дачи – восковая фигура вождя с неизменной трубкой в руке. Теперь вы можете либо почтительно склонить перед ней голову, либо приятельски улыбнуться в объектив фотоаппарата.
Впрочем, сегодня это отнюдь не музей, а гостиница, так что, если вам здесь понравится, вполне можете задержаться на денек-другой. В стоимость пребывания войдет и питание, да не простое, а по сталинскому меню. Оттенит вкус деликатесов кавказской кухни истинный рубин Грузии – "Хванчкара", без бутылочки которой не проходил день Иосифа Виссарионовича. Сталинский пикник вам организуют не в мрачном зале, а на любимой поляне генералиссимуса.

Анна МАРТЫНОВА.