Единственное, что огорчает: только мудрости набрался, тебе бы с ней жить не тужить, ан нет. Одно и остается – внукам передать секреты счастливой жизни, потому что детям не до этого.
Те, кто недавно вступил в ряды людей пожилого возраста, делятся воспоминаниями о давно ушедшем, подтверждая, что оставаться на плаву в любой ситуации им помогал личный пример пожилых предков.
Петр Васильевич Шинкарёв с теплом и превеликим уважением вспоминает своего дедушку:
– Мой дедушка, Ефим Спиридонович Шинкарёв, научил меня многому: траву косить, дрова колоть, ухаживать за домашней живностью и всеми хозяйственными инструментами, но больше всего мне нравилось под его началом постигать азы пчеловодства. Об улетающем в лесную глушь пчелином рое он говорил так: "Умная пчела всегда домой вернётся, а глупую что толку удерживать?".
О пчелиной сознательности пусть порассуждают пчеловоды, а вот потомки, возвращающиеся к делу жизни дедов и прадедов, весьма напоминают поумневших пчёл.
Вспоминает Пётр Васильевич и бабушек. Ефимия Пимовна Шинкарёва в летнюю пору работала на колхозной овчарне стригалём. Скажи кому, что за день ей вручную удавалось постричь 60 овец, – не поверят.
О необыкновенной работоспособности старшего поколения и умении прожить каждую минуту с пользой Пётр Васильевич рассказывает так:
– В начале 70-х в станице появилось радио. Наша семья одна из первых приобщилась к новинке. Взрослые слушали, конечно, по возможности, а главными слушателями были бабульки, жившие неподалеку. Тогда по радио транслировали разные литературные произведения: романы, пьесы... Старушки приходили в гости ко времени, захватив с собой клубки пряжи со спицами. Родители были на работе до десяти вечера, а я управлялся по хозяйству и заходил в дом, когда на дворе уже была темень. В доме она была ещё гуще, потому что старушки, боясь доставить нашей семье хоть какой-то убыток, не зажигали керосиновую лампу, а в непроглядной темноте слушали радио и вывязывали стопки носков на ощупь.
Об особой душевной чуткости пожилых людей вспоминает ещё одна жительница станицы Отважной:
– Главным достижением моей бабушки была тяжёлая трудовая жизнь, которая не дала возможности учиться. За плечами у неё был всего один класс образования, но читать она умела неплохо. И мы, посещая библиотеку, обязательно брали для неё что-нибудь интересное. Однажды я увидела, что бабушка плачет, читая сказку "Приключения Буратино". Спрашиваю, что её так расстроило. "Так Буратинку жалко, подвесили же его разбойники вверх ножками!" – ответила она. Впечатление об этом сохранилось на всю жизнь...
Любить жизнь, радоваться ей здесь и сейчас, не дожидаясь лучших времён, – одно из главных умений ушедшего поколения. В каждом мгновении времени они высекали искры жизни желаемой из жизни возможной, будь то трудовые будни или праздники.
Даже в то время, когда большая часть православных традиций была изъята из народных масс, обычай хождения в гости по воскресным дням и большим христианским праздникам жил. Сестры Масеевы, будучи уже в преклонном возрасте, строго соблюдали его, собираясь в доме старшей сестры. Готовились тщательно, точно в церковь, объясняя это просто: "Ради красного дня!". Приносили к столу разную стряпню, общались и трапезничали. Для потомков это осталось примером, потому что посвятить себя и всё вокруг воскресному дню – это ли не красота души, это ли не хвала Господу?
Свекровь одной из станичниц, будучи в пожилом возрасте, тоже оставила добрые воспоминания о себе. Вот такой эпизод из ее жизни рассказывает сноха:
– После свадьбы мы с мужем несколько лет прожили под кровом его родителей. Конечно, не сразу получилось стать идеальной хозяйкой. Свекровь нет-нет да и делала замечание. И тогда, и сейчас понимаю, что всё было с пользой, по делу, с заботой о ладной жизни молодой семьи. Но по молодости, при всем понимании, было обидно. Пущу слезу, а свекровь заметит да и говорит: "Ну, что ты плачешь? Давай пообедаем, а потом можешь и поплакать". Она не говорила: "Да не плачь, не бери в голову!". Напротив, как бы указывала, что нужно огорчаться своему неумению и стараться, стараться, стараться! А после вкусного обеда, сами понимаете, – какие там слёзы! Но урок был уже усвоен. Разве не мудро?
Другая наша станичница восхищается терпением пожилых людей. С улыбкой вспоминает о том, как они с сестрой получали от бабушки первые хозяйственно-бытовые навыки:
– Прибежим к ней и спрашиваем: "Чем помочь?". Чаще всего бабушка просила помыть пол. Ведро с водой и тряпки выдаст, и работа закипела! Мы усердно терли, а она нас нахваливала. После работы мы, довольные собой, отправлялись домой с полным ощущением, что поработали на славу, пока однажды не застали бабушку, перемывающую пол... Только тогда и обратили внимание на оставленные нами мутные разводы. Надо же иметь такое терпение, чтобы приучать к труду любя, без укора!
Бабушки и дедушки чувствуют себя очень нужными, когда их привлекают в круг добрых семейных забот и хлопот, которыми в случае болезни они возрождаются к жизни.
Уроженка Отважной вспоминает о том, как её бабуня приехала на сватовство: крутилась старушка, вертелась, и где-то её, непоседливую, протянуло сквозняком. Болезнь впервые за долгие годы уложила в постель. Какие только снадобья не испробовали, дабы к свадьбе поставить на ноги очень важного для семьи человека! А бабуня в то время, как внучка растирала её и ставила банки с компрессами, заломив голову, сиплым голосом раненой птицы учила внучку житейским премудростям: "Ты вот что, ежели меня к свадьбе не отпустит, гляди, босоножки не надевай, а то весь век будешь ходить босоногая!". Внучка только и успевала кивать головой. "Да когда жених подъезжать будет, не носись по-над окнами, не выглядывай, а то будешь потом от окна к окну бегать, мужа дожидать! Сиди смирно! Слыхала?". Но за день до свадьбы бабуня встала, потому как знала, что, кроме неё, никто уже толком и не знает тонкостей свадебных обрядов, соблюдаемых предками для счастливой жизни молодых. Ах, как все были рады!
Время бежит неумолимо... Оглянуться не успеешь, а осень жизни уже серебрит виски. Ко всему ты теперь подходишь обдуманно, без суеты. Всё реже смотришь на людей сквозь призму осуждения, и только теперь, как на ладошке, открывается то, что раньше было сокрыто. Хочется сказать спасибо всем пожилым людям, которые щедро делятся опытом прожитых дней во благо нового поколения.
Светлана Сай.