С момента первой конференции Российской академии радио, которая состоялась в Сочи восемь лет назад, количество радиостанций в городе увеличилось более чем в два раза. Это связано с уникальным новостным контентом, который они генерирует. Сейчас на курорте представлены не только все крупнейшие российские радиохолдинги, но и местная радиостанция с собственным программированием – "Макс-FM".
В 2020-м году РАР готовилась отмечать праздник. Ровно 30 лет назад в России появились первые негосударственные радиокомпании. Но пришлось скорректировать планы и обсуждать принципиально иную повестку дня. Деловая программа в этом году проходит под знаком радикальных изменений уровня и образа жизни во всем мире. Пандемия и связанные с ней домашняя изоляция, изменения в характере работы повлекли за собой и изменения в потреблении медиа. Радио в тот момент достаточно сильно пострадало: снизилась аудитория утренних шоу и вечернего драйв-тайма, в который в обычное время люди возвращались домой из офисов и коротали время в пробках. Не стало ни пробок, ни необходимости возвращаться с работы. Значительно просел и рекламный бюджет, в регионах – до полного обнуления. Что понятно, так как основной рекламодатель – малый и средний бизнес, наиболее пострадавший в пандемию. То, что люди стали больше слушать радио дома, никак не компенсировало потери, а телевидение впервые стало прямым конкурентом радио. В целом по году отрасль ожидает падение рекламного рынка на уровне 30 процентов.
Тем не менее радио осталось востребованным как в эфире, так и на интернет-платформах. Пандемия усилила роль радио как компаньона и источника информации. В начале сентября в Израиле впервые за последние 20 лет начала вещание русскоязычная радиокомпания.
Чуть более половины участников конференции – это руководители СМИ, четверть – сотрудники программных служб, остальные – маркетологи, ведущие и прочие специалисты отрасли. Среди более чем тридцати спикеров, модераторов и участников панельных дискуссий ведущие эксперты индустрии из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Кирова, Красноярска, Ижевска, Краснодара и других центров регионального радиовещания. В течение двух дней профессионалы обсуждают управленческие, маркетинговые, коммерческие, технологические и правовые аспекты работы региональных и локальных радиокомпаний. Главная задача конференции – найти ответы на вопросы, которые поднялись в отрасли в пандемию, и попробовать понять, каким образом радио может продолжить оставаться современным и востребованным, какие новые технологии, идеи и приемы нужны, чтобы по-прежнему быть любимым медиа для миллионов слушателей.
В ключевых выступлениях и панельных дискуссиях конференции обсуждали последствия пандемии и их влияние на индустрию радио в России, вопросы управления радиостанцией в изменившихся экономических условиях, возможности эффективных продаж рекламы в это сложный период пандемии, прорывные технологии "живого" дистанционного вещания и новые возможности FM-диапазона в регионах страны.
В частности, идет работа над усовершенствованием системы измерения аудитории, что позволит предоставить рекламодателю точный качественный состав аудитории и количество человек, прослушавших ту или иную рекламу. Сегодня это делается с помощью опросов, а в будущем эту выборку планируется создавать более технологичным способом.
На полях форума вице-президент РАР Александр Полесицкий рассказал о главной отраслевой инновации в эпоху, когда все большее число людей перестают пользоваться традиционными FM-приемниками и потребляют радио через интернет или мультимедийные устройства. В Российской академии радио завершается разработка радиоплеера, в котором будут все основные радиостанции. Программу можно будет установить на то устройство, которым вы пользуетесь, чтобы легко и спокойно слушать эфир любимых радиостанций. Специалисты уверены: эта разработка позволит удержать аудиторию и успешно конкурировать с телевидением, интернетом и музыкальными сервисами.
Анна МАРТЫНОВА.
Фото: Сергей ЛИСИЦЫН.