– Нас тоже волнуют эти вопросы, – сказала Наталья Николаевна. – Но контроль на рынке жесткий. Продукция проходит “фильтр” ветлаборатории, выдается заключение о безопасности. Алгоритм весьма прост. Управляющая компания рынка, заключив договор с предпринимателем на предоставление прилавка, тут же посылает торгового инспектора для проверки документов, подключаются специалисты по продовольственной безопасности и выдают разрешение на реализацию товара. По моим наблюдениям, те, у кого мы покупаем вышеназванный товар, работают на рынке годами. А значит, отвечают за его качество. Жалоб от покупателей мы на эту группу товаров практически не получаем. Реализация происходит под присмотром Роспотребнадзора. Насколько мне известно, там тоже весьма жесткий подход к проверкам.

– Сколько в день продают аджики?
– Этих подсчетов никто не ведет, – отвечает Наталья Бондарь. – Раз есть спрос, предложение не заставит себя долго ждать.
– Скажите, на выездных трассах существуют палатки с типовой вывеской "Дары Кубани"? Как здесь осуществляется контроль за безопасностью реализуемого продовольствия?
– Эти палатки находятся в ведении муниципальных организаций. Здесь аналогичный порядок взаимодействия с предпринимателями.
В Адлерском ТЦ "Апельсин" мы поговорили с реализатором Эммой. Ассортимент, который она предлагала покупателям, традиционный: аджика, сухие смеси, приправы. Одной аджики 18 видов, от огненно-жгучей до совершенно безобидной: грузинская, армянская, азербайджанская, каждая со своими кулинарными особенностями приготовления и вкусами.
– Покупают целыми корзинками: для сына, брата, свата. Фасуем в основном в пластиковые бутылки, контейнеры, потому что стекло – тара хрупкая. Для багажа не годится.
– Сколько продаете баночек в день?
– Много, – смеется Эмма. – Часто не хватает товара, завезенного с утра. Хозяева пополняют запасы и после обеда. Я реализатор, работаю уже 12 лет.
– Где готовятся аджика, ткемали?
– У хозяина хорошие цеха. Закупаются самые свежие овощи, а пряности доставляют даже с индийских и турецких базаров.
Ага, теперь понимаем мотивацию хожения за три моря тверского купца Афанасия Никитина...
Идем по рынку, изучаем ассортимент... А вот прилавок Гаяне, он ломится от орехов: фундук, грецкий, фисташки, кешью, арахис... Чуть выше пирамиды из орехово-медовой смеси разных фасовок: 400-граммовая баночка ореховых узоров, залитых липовым медом – 650 рублей. Гаяне, поймав взгляд, продолжила мысль:
– Это недорого. Вы знаете, чтобы вот так уложить орехи, нужны время и сноровка. Такому искусству учатся долго.
Она рассказала, что работает у хозяина, как и Эмма, говорит, что здесь прошли все ее молодые годы, но она ни о чем не жалеет. Ее записная книжка полна номеров постоянных покупателей, не только из Москвы и Питера, но и Иркутска, Воронежа, Краснодара. Многие из них оплачивают товар на расстоянии и получают его через транспортные компании.
– Я всегда на связи, – улыбается Гаяне, похожая на героиню скульптурной композиции у "Александрии". А, может, художник с нее списал этот образ? Ну и, конечно же, Гаяне всем старается предложить чурчхелу:
– Полезное лакомство, натуральный продукт, никакой химии, никаких примесей, – как считалочку повторяет она, и отвечает на еще не прозвучавший вопрос:
– Чурчхелу тоже делают мастера. При ее изготовлении такие секреты и премудрости есть, что не каждый сможет изготовить эту вкуснотищу.
Она долго рассказывала, как обслуживала гостей Олимпиады, как в неё влюбился американец и, не получив взаимности, "все равно купил товара аж на 200 долларов".
– Я не дура. Я патриотка. У нас тут, в Адлере, своих мужчин хватает.
Сочинские базары стары, как сам Сочи. Все, кто когда-то побывал у нас в гостях, наравне с олимпийскими сувенирами, пляжной мелочью и снопом лавра, обязательно прихватят с собой баночку аджики, пару ниток чурчхелы, баночку медово-орехового лакомства. Чтобы удивить родных и близких и передать с этими подарками вкус города Сочи.
Александр НОВИКОВ.