– Ирина Вячеславовна, вы педагог по народному вокалу. Вероятно, это тот самый случай, когда петь начали с пеленок?
– Совсем нет. В детстве я пробовала заниматься хореографией, а потом с мамой решили: почему бы не попробовать поступить в музыкальную школу на класс фортепиано? Конкурс был огромным, и я его не прошла. Пошла учиться играть на аккордеоне. Инструмент полюбила, и сейчас я понимаю, что в этом была заслуга педагога. После окончания в школе 8-го класса решила поступать в музыкальное училище. И уже на 4 курсе начала работать в музыкальной школе.
– То есть в 18 лет, когда ваши сверстники, окончив школу, только начинали получать профессию, вы уже стали педагогом. Что придавало уверенности?
– Конечно, первое время было сложно: родители моих воспитанников были старше меня, а ученики – не намного младше. Но любовь к работе придавала сил и уверенности, и это помогало привить любовь к инструменту моим ученикам.
– Как получилось, что вы переквалифицировались из педагога по классу аккордеона в педагога по вокалу?
– В тяжелые времена пробовала разные профессии. Когда спрос на аккордеон начал падать, я стала учить английский и преподавала его в детском саду. Жизнь забросила даже в Америку, где прожила полгода. Именно там попала на две русские свадьбы, где меня попросили сыграть, спеть русские народные песни. Меня тогда впечатлило, что мы, живя в России, не чтим свои традиции, а люди, уехавшие за границу, бережно их хранят. Тогда я поняла, что кроме застольных песен, которые пели родители, ничего не знаю и, вернувшись в Сочи, пошла петь в ансамбль "Кудрина". Во мне появилась уверенность: русский человек должен знать свои традиции, культуру.
Позже прошла обучение по народному вокалу и начала преподавать. В этом году нашему коллективу "Славяночка" исполняется 15 лет.
– Сегодня детей легче заинтересовать более современными направлениями: эстрадный вокал, рэп. Как удается удержать их внимание на народном репертуаре?
– Если ты искренне любишь свое дело, то можешь зажечь этой любовью каждого, раскрыть талант ребенка. Например, мы очень гордимся тем, что в коллективе есть мальчики, три десятиклассника, это уже взрослые ребята, они остались в коллективе, окончив пятилетнюю программу, участвуют во всех концертах, конкурсах.
Меняются не только дети, но и родители. Сегодня они предпочитают отдавать детей в дополнительное образование на направления, которые дают какой-то полезный навык: информатика, робототехника и другие. Поэтому мы благодарны родителям наших учеников за поддержку.
Родители знают, что, помимо народного вокала и хореографии, дети уже в первый год получают дополнительные плюсы. Например, практически все дети приходят с логопедическими проблемами. А вокальные уроки – это занятия дикцией, артикуляцией, постановкой правильного дыхания. И эти проблемы уходят. Хореография – это красивая осанка, чувство коллектива.
– Ирина Вячеславовна, но ведь, помимо "Славяночки", у вас есть и другие подопечные?
– С прошлого года веду новое для меня направление – работаю с детьми с особенностями возможностей здоровья. Обучаю их вокалу в центре "Особое детство", который расположен на Макаренко. Дети, у которых могут быть самые разные особенности (синдром Дауна, ранний аутизм, ДЦП, поведенческие особенности). Когда поняла, что мне не хватает знаний в этом направлении, то, чтобы понять психологию этих детей, пошла учиться на курс психо-музыкального развития детей с ОВЗ.
– Вы столько энергии отдаете работе, а как ее восполняете?
– Дома с любимым мужем за просмотром фильмов, чтением книг. Помогают восполнить силы и путешествия.
Раз в год мы путешествуем по России, раз в два года – за границей. Туристические маршруты мы разрабатываем и прокладываем самостоятельно. Получаем столько положительных эмоций, впечатлений, что заряда хватает на целый год.
Ведь работа не заканчивается, когда мы выходим из учебного класса. Мы работаем и в выходные, и праздники, выступаем на городских площадках. Даже вечером, ложась спать, продолжаю думать: как выстроить урок завтра, какой репертуар подобрать на концерт, какая песня кому подойдет, кого куда поставить… Мысли роятся, мозг работает и ночью, во время сна. А путешествия дают возможность отвлечься, сменить обстановку.
– Вы столько лет работаете с детьми… Что им дают эти занятия?
– Приведу только один пример. Дети из коллектива "Славяночка" не раз приходили со мной к ребятам из центра "Особое детство". Выступали, помогали как волонтеры. И перед Новым годом самостоятельно решили приготовить подарок для ребят: напекли печенья, придумали викторину и пошли в центр с подарками. Понимаете, их никто не просил, не говорил, что хорошо бы сделать что-то подобное. Они ощутили потребность. Я узнала об этом из социальных сетей, после того как они уже все провели. Было очень тепло на душе, потому что наши дети выросли добрыми и отзывчивыми.

Беседовала Елена НОВИКОВА.