– Как в Вашей жизни появилась музыка?
– Мама работала заведующей детским садом и как-то привела нас с сестрой на прослушивание к музыкальному руководителю. Специалист порекомендовала отдать меня в музыкальную школу. В Сочи в это время открыли детскую хоровую школу, в которой работал известный педагог Аркадий Петрович Лаптев. Мы летели к нему на урок через три ступеньки, несмотря на то, что хор у нас был пять раз в неделю. До сих пор помню все, что с ним разучивали, – столько любви он вкладывал в свое дело и в нас, своих учеников!
Мне особенно нравилось управлять хором. Это повлияло на дальнейший выбор, и я поступила на дирижерско-хоровое отделение музыкального училища имени Раутио в Петрозаводске. Четыре года училась у великолепных педагогов и в итоге получила профессию дирижера хора и преподавателя.
– Где были сделаны первые шаги в профессию?
– После окончания училища в 1979 году по распределению была направлена в музыкальную школу города Сегежа Республики Карелия. Параллельно работала в Доме культуры, где организовала свой первый ансамбль "Кудрина" (и он до сих пор существует). Моими подопечными были работники целлюлозно-бумажного и деревообрабатывающего комбинатов. По образованию я академист, а в этой работе столкнулась с тем, что люди поют "открытым" пением, свойственным народному исполнению. Поняв, что мне необходима переквалификация, в 1981 году я поступила на кафедру русского народного хорового искусства Ленинградского института культуры, в котором проучилась пять лет.
– Ленинградский период жизни, видимо, оставил немало приятных воспоминаний?
– Этот город сам по себе дает многое для человека, желающего приобщиться к культуре и искусству! А студенты вузов тогда имели право бесплатно посещать спектакли, концерты, выставки. Благодаря этому мы смогли увидеть лучшие постановки известных театров.
Осознание новой профессии случилось после первого курса института, когда мы, студенты, на месяц отправились в фольклорную экспедицию в Псковскую и Новгородскую области. Ходили по деревням, записывали народные песни и традиции. Тогда я почувствовала, что нахожусь на правильном пути, и поставила себе задачу: в качестве дипломного проекта сделать обряд народной свадьбы, собрав за годы обучения нужный материал в экспедициях.
В студенческий период я занималась в нескольких коллективах ленинградских Домов культуры, где различные ансамбли возглавляли преподаватели нашего института. В них была представлена культура разных областей России. В летние экспедиции из года в год я ездила на север России, в Псковскую и Новгородскую области, целенаправленно собирая материал о проведении свадьбы. В итоге на защите дипломного проекта нами был разыгран целый спектакль, по окончании которого экзаменационная комиссия аплодировала нам стоя. Этот материал я использую в своей работе и сегодня.
– И когда же малая родина позвала вернуться?
– Мне нравилось жить и работать в Карелии, но в 1990 году, после смерти папы, я вместе с семьей решила вернуться в Сочи – нужно было поддержать маму. Сыновья были еще маленькими, и я устроилась на работу в детский сад, где организовала ансамбль "Кудряшки". Через год мы дали первый концерт, после которого родители детей попросили меня создать коллектив для взрослых. Так в 1991 году появилась сочинская "Кудрина".
Первое время коллектив базировался в Доме культуры Хостинского района. Небольшие по площади аудитории не позволяли полноценно репетировать, и директор Сочинского художественного музея Петр Хрисанов любезно предоставил нам для работы малый зал. В 1994 году художники повезли в Прагу промысловую ярмарку. Наш коллектив русской народной песни посетил столицу Чехии и дал успешные концерты в Русском доме при посольстве России.
Сочинский коллектив развивался стремительно: люди, увидевшие наше выступление, сами приходили, выражая желание войти в состав ансамбля. Сначала мы как этнографический коллектив пели без сопровождения – а капелла, затем у нас появился баянист, потом скрипач, музыканты, играющие на духовых инструментах. Постепенно мы стали песенно-инструментальным ансамблем.
Коллектив неоднократно подтверждал свое мастерство на всероссийских и международных музыкальных состязаниях. Звания лауреатов ансамблем были получены на фестивалях в Москве и Краснодаре, в Новгороде и Рязани, в Омске и Волгограде. Особыми достижениями коллектива являются звания лауреатов на фестивале в Праге (Чехия) и на Международном конкурсе в городе Рива-дель-Гарда (Италия), где программа коллектива "Духовная музыка" получила высокую оценку.
– Как развивался коллектив в составе филармонии?
– Войти в состав Сочинской филармонии нам порекомендовала аттестационная комиссия из Краснодара, посчитавшая, что в составе концертной организации коллектив может успешно развиваться. Для нас это стало новой ступенькой в развитии, так как благодаря новому статусу мы могли увеличить количество концертных выступлений на площадках города и края, выехать на гастроли за рубеж. В свое время руководство филармонии направило наш коллектив в город-побратим Сочи Трабзон, где проходил фестиваль национальных культур.
Сейчас в составе коллектива 17 человек, из них семь вокалистов и семь музыкантов. С директором филармонии Валерией Николаевной Анфиногеновой мы активно обсуждаем идею постановки на сцене "Гуляний в деревне". В эту концертную программу должны войти все этапы традиционных гуляний: сбор девушек и пение протяжных песен, приход юношей и совместные хороводы и игры. Перед концертом – детская программа, а фойе зала – демонстрация изделий народных промыслов, чтобы в атмосферу народной культуры смогли погрузиться и взрослые, и юные слушатели.
Хотелось бы также вернуться к постановке детских музыкальных спектаклей: сказка на музыку Владимира Чернявского "По щучьему велению" на сцене органного зала прошла с аншлагом и восторженными отзывами, показав, что жанр музыкальной сказки популярен и востребован. Надеюсь, что общими усилиями мы сможем воплотить задуманное на сцене!
Лариса ОСТРЕНКО.