– Филипп, как море появилось в твоей жизни?
– Начнем с того, что я родился на Севере – в Мурманске, но с третьего класса жил и учился в Питере. Сколько себя помню, мне всегда нравилась вода. Недалеко от дома была мореходка, я смотрел на ребят в форме и мечтал, что когда-то тоже стану одним из них. Вместе с дедушкой, военным моряком, смотрел старые советские фильмы, в которых больше всего меня привлекали корабли. В итоге я выбрал не военный флот, а гражданский. В 2008 году окончил Санкт-Петербургский морской технический колледж, по специальности – старший техник-судоводитель. С первого курса пошел волонтером на фрегат "Штандарт" – трехмачтовое учебное парусное судно, копия штандарта Петра I – "первенца" Балтийского флота. Его построила в Петербурге команда энтузиастов во главе с капитаном Владимиром Мартусем. Это более современное судно с каютами, душем, двигателем. Для аутентичности на нем, правда, оставили гамаки. Так вот, я спал исключительно в них, чтобы ощутить все прелести моряцкой жизни. Всю зиму мы готовили корабль к выходу в море, а летом через Финский залив ходили до Англии. Это были незабываемые впечатления и хорошая школа. После выпуска из мореходки пошел работать на грузовой флот матросом-практикантом. Но с грузовым флотом отношения не сложились. Хотя я очень благодарен команде, там были хорошие наставники, которые передали мне опыт и знания.
– А как оказался в Сочи?
– Как и большинство туристов. (Смеется. – прим. авт.) Приехал в 2009 году отдохнуть. Пришел в морпорт и влюбился в яхты. В то время яхтенный туризм был не так развит, как сейчас. Несколько яхт и моторных катеров, слабый сервис. Пригласили поработать, согласился. Я начинал в Лоо, на яхте длиной 9 метров. Работал и в адлерском направлении. Сначала матросом, но постепенно стал выходить в рейсы в качестве капитана. Я был в команде с капитаном – парусным спортсменом. Он впервые познакомил меня с парусом. Парусные яхты – это особая атмосфера, настроение и стиль жизни. Я полюбил парус и продолжаю его осваивать. У нас так говорят: "Чтобы выйти в море, нужен сертификат, чтобы вернуться – нужны знания". Нашему ремеслу можно учиться всю жизнь, и все равно останутся нюансы.
– Как ты думаешь, есть ли будущее у яхтенного отдыха в Сочи?
– Сложно сказать однозначно. Все развилось квадратно. У нас нет понимания яхтенного этикета, причем как среди населения, так и среди тех, кто работает в этом бизнесе. Есть огромное количество лодок и желание подороже их продать. Конечно, в последнее время заметно вырос уровень сервиса. Открылись яхтенные курсы, встречаются подкованные пассажиры, которые понимают, что такое парус, пользуются морскими терминами. Я уважаю таких людей и надеюсь, что парусных яхт со временем станет больше. Обычно сезон у нас длится с июня по октябрь, максимальная загрузка, конечно, в июле-августе. Популярно выездное обслуживание, гидроциклы, фотосессии под парусами, встреча закатов и рассветов. Ну и, конечно, рыбалка. Искоренить стереотип, что если есть яхта, то обязательно будет рыбалка, сложно. Хотя в 80% случаев, когда арендуют катер, чтобы порыбачить, до удочек дело так и не доходит. Кстати, самые милейшие люди – те, кому за 60. Они получают настоящее удовольствие от поездки: ничего не боятся, поют песни, катаются на гидроциклах. За границей, к слову, яхтинг популярен у старшего поколения. Пару лет назад в морпорт зашла яхта с двумя жительницами Испании. Обе в возрасте и могут управлять яхтой. Пример – достойный подражания. Если у тебя есть собственная яхта, то нужно путешествовать на ней.
– А если брать наше побережье, куда можно отправиться в путешествие?
– К примеру, в Крым. Из Сочи туда можно дойти за 5 дней. Много живописных бухт, красивые города. Очень приятные марины на Утрише, в Геленджике, даже в Туапсе можно зайти ненадолго.
– А цена вопроса?
– Недельное путешествие с профессиональным капитаном обойдется примерно в 200 тысяч рублей. Количество пассажиров – не больше 10. И это, поверьте, дешевле, чем за границей.
– А если собираешься в экспедицию на несколько дней, что с собой взять?
– Непромокаемые вещи, пару теплых кофт, штанов, головные уборы обязательно, очки, средства защиты от солнца, предметы личной гигиены. Много вещей брать не нужно. Лекарства только индивидуальные, аптечка всегда есть на борту.
– Филипп, ты в море фактически большую часть своей сознательной жизни. Скажи, бывает ли у моряков морская болезнь? Может, есть лайфхаки, чтобы спокойно пережить ее?
– Основной лайфхак – не думать о ней. Морская болезнь – исключительно психологическое явление. Если, ступив на борт, человек начинает думать, что его укачает, его обязательно укачает. Кто об этом не думает – процент укачивания низкий. Кстати, по статистике чаще всего укачивает коренных жителей. И именно сочинцы, опять же по статистке, реже всего арендуют яхты. Может быть, потому, что для них это не экзотика. Помню, еще в студенческие годы мы с командой попали в сезон весенних штормов. В первый день все просто лежали на палубе, на третий – спокойно обедали в столовой. Для моряков основная проблема – не морская болезнь, а замкнутое пространство и межличностные отношения.
– Как думаешь, что самое сложное в профессии капитана?
– Самое сложное – вновь не выйти в море. В межсезонье я вместе с командой перегонял яхту из Антальи в Марокко. Через всю средиземку прошли порядка 2000 миль, 5 морей. Пережили сильный шторм, вынужденные заходы в порт по погодным условиям. В общей сложности я не был дома 4 месяца. Думал, вернусь, возьму отпуск, отдохну от моря, побуду с семьей. Не смог, оно притягивает меня как магнит. В итоге я опять на борту.
– Каким ты видишь себя лет через 30?
– Седовласым морским волком, – смеется. – А если серьезно, мечтаю отправиться в кругосветное путешествие, и желательно на собственной парусной яхте.

Беседовала Елена МОСКАЛЕВА.
Фото автора.