Инициатор и организатор музея Галина Кочкина родилась и выросла на Малом Ахуне. Ее дедушка Иван Яковлевич Хохлов работал водителем в гараже. Днем ездил на представительской "Чайке" или на школьном автобусе, а по вечерам трудился на совхозной пасеке.
– Он был единственным пасечником в хозяйстве, – рассказывает Галина Александровна. – Мед отправляли в санатории. Это было его хобби, у нас дома тоже было четыре улика. Помню, как дедушка рано утром вез нас с подружкой в школу на "Чайке", а в это время город просыпался: его мыли из шлангов, на склоне у гостиницы "Москва" обновляли календарь из живых цветов. Это невероятно сильные воспоминания из детства. И в каждой семье есть такие цепляющие моменты. Но чаще всего они хранятся в альбомах. Сегодня в нашем микрорайоне много новых жителей, и все они интересуются историей Малого Ахуна. Пока в экспозиции 100 фотографий. Большинство из них 1960-1970-х годов, самый ранний снимок датирован 1949-м годом. Мы попытались восстановить историю района, показать, насколько он был прогрессивен, великолепен, красив.
Марина Переярина, в девичестве Глебова, пришла на открытие музея и тоже нашла себя на снимках.
– Вот я в детском саду на руках у мамы, – улыбается Марина. – А вот мой братишка. Интересно, сколько же лет мне тогда было? Жаль, фото не подписано.
– Тут тебе 5 лет, – вносит ясность мама Марины Раиса Федоровна Глебова, проработавшая в детском саду №30 почти 38 лет. – Ты не любила банты завязывать, а нужно было. Как же – дочка воспитателя, и без банта? У нас был образцово-показательный садик, его даже иностранцам показывали. Круглосуточный, просторные группы, теплые полы, бассейн. К нам детей трехлетних привозили из Норильска на два месяца. Мамы потом их не узнавали. Забирали загорелых, крепких, здоровых. Много хороших отзывов было. Привезут ребенка и чемоданчик с ним. А мы должны были каждую вещь вручную пометить, чтобы, не дай Бог, не потерялись футболочки или колготки. Муж мой работал в садике плотником. Дети выросли и тоже здесь остались, внук на Малом Ахуне живет. Три поколения одной семьи. Мы в эту землю уже вросли и, конечно, очень хочется, чтобы наш микрорайон развивался, а не бездумно застраивался.
До революции территорию Малого Ахуна осваивали три помещика: Бобринский, Козлов и Сосновский. Но расцвет пришелся на советские годы, когда в микрорайоне появились подсобное хозяйство и дом отдыха "Малый Ахун", филиал санатория "Сочи".
Дедушка Елены Каменевой, в девичестве Марочкиной, Михаил Владимирович Безукладный работал в подсобном хозяйстве агрономом. Он вывел местный сорт арбуза "Ахунец".
– Говорят, ягода вырастала до 15 килограммов, – с гордостью рассказывает внучка. – Сладкий был, тонкокорый. Помню, как в детстве ходили на бахчу. Помогали арбузы собирать, на море оттуда смотрели. Такое умиротворение было, словами не расскажешь. Дедушка большим тружеником был, бабушка Валентина Устиновна его во всем поддерживала – настоящая жена агронома. В музее есть фотография с их золотой свадьбы. Им тогда картину подарили. Они очень дружно жили. А папа мой всю жизнь проработал в хозяйстве шофером. У него всего две записи в трудовой книжке: при поступлении и посмертно. Он своими руками из подручных материалов украшал машины на праздничное шествие к 1 Мая, 7 Ноября. Его машина всегда во главе колонны была.
Вообще, о подсобном хозяйстве старожилы вспоминают с огромным трепетом.
– Чернослив рос великолепный. Мы его сами сушили, – рассказывает Вера Ивановна Стародуб. – Малину, клубнику, смородину каждое утро собирали и отправляли самолетом в Москву. Пять сортов персиков, груши, несколько сортов винограда. Даже своя винокурня в хозяйстве была. А мандарины были просто изумительные: кисло-сладкие и размером с апельсин. Выращивали сорт, который вывел Зорин. Правда, зимой 1967 года были сильные морозы, и кусты вымерзли. Их пытались восстановить и даже плоды получили, но это уже была дичка.
Если одна половина жителей села работала в подсобном хозяйстве, то вторая трудилась в санаторно-курортной отрасли. Дом отдыха "Малый Ахун" состоял из девяти двухэтажных деревянных дач. Перед каждой были розарий и пруд с рыбками. По словам старожилов, на дачах отдыхали и Сенкевич, и Райкин, и Ворошилов, и Маленков. Самой красивой, конечно, считалась дача Калинина. Это и самое старое здание было. Его построили еще до войны. Сначала на ней отдыхали только министры, потом стали приезжать и простые труженики. На лестнице этой дачи отдыхающие очень любили фотографироваться.
У Александра Рычкова папа Василий Трофимович работал в доме отдыха "Малый Ахун" электриком. Старожилы вспоминают о нем как о добром, отзывчивом человеке. Даже в час ночи мог полезть на столб, чтобы устранить поломку. Сам же Александр всю жизнь проработал крановщиком и даже принимал участие в строительстве первой на Малом Ахуне пятиэтажки. Как раз той, в которой сегодня находится помещение ТОСа, где выделили комнатку под музей.
– Когда я обратилась к жителям с просьбой поделиться фотографиями, я не ожидала, что получу такой отклик, – рассказывает Галина Кочкина. – У нас ведь не только фотографии. Есть и дипломы, и грамоты, и карта Малого Ахуна, которую по памяти восстановила моя мама. Материалов много, но на площади в 14 квадратных метров особо не разгуляешься. Хотелось бы, чтобы музей развивался, чтобы в него приходили и дети, и новые жители микрорайона. У нас благодатная земля с богатой историей, которую нужно беречь и развивать в правильном направлении.

Елена МОСКАЛЕВА.
Фото автора.