Из семьи Лапшицука Хахо, у которого было десять детей, на фронт ушли четыре сына: Рашид, Шамиль, Даулет и Аслан. Даулет пропал без вести в 1943-м, до сих пор родным не удалось узнать его судьбу.
Аслан стал добровольцем. Свой боевой путь паренек из Лыготха начал в составе зенитной артиллерии береговой обороны военно-морского флота. Военная часть, в рядах которой он сражался, охраняла центральный склад ВМФ, который обслуживал Волжскую военную флотилию, активно участвовавшую в боевой операции под Сталинградом. Затем зенитчиков перебросили на другой участок – под Севастополь, где советские войска готовились к освобождению Керчи. В 1944 году политуправление Черноморского флота решило доверить молодому бойцу важное задание и направило Хахо в город Батуми инструктором политотдела по партийно-комсомольскому учету. Именно отсюда, в августе 1946 года, с честью выполнив задание командования, Аслан вернулся домой, в родной Сочи.
Демобилизовавшись, Аслан Хахо поступил на учебу в Московский горный институт, после окончания которого начал трудовой путь на шахтах Донбасса. Несколько лет спустя перспективного молодого специалиста, набравшегося опыта работы в горной отрасли, пригласили в Москву в научно-исследовательский институт угольной промышленности. В славной биографии фронтовика были и годы работы в проектном институте химической промышленности. Последний ответственный участок деятельности Аслана Лапшицуковича, длиной в 16 лет, – работа в главном управлении Госстроя СССР по экспертизе проектов, утверждаемых Советом министров СССР. Отсюда он и ушел на пенсию в 1985 году. В родной Лыготх ветеран вернулся восемь лет спустя, тихо и мирно вступив в период пенсионной жизни. Фронтовика, к сожалению, уже нет в живых – он ушёл из жизни в июле 2010 года.
– Каждый юбилей, каждая очередная дата Великой Отечественной войны дается мне, да, наверное, и каждому фронтовику, непросто, – с грустью признавался в одной из бесед с корреспондентом "НС" кавалер ордена Отечественной войны II степени и еще десятка боевых наград Аслан Лапшицукович Хахо.– С одной стороны, нельзя не радоваться и не благодарить судьбу за то, что она подарила мне возможность увидеть мирную жизнь, внести свой посильный вклад в развитие страны. Но вместе с тем каждый прожитый год – большое испытание: я, конечно же, не могу забыть своих фронтовых друзей, сложивших головы в боях за Отечество. Мы ведь никогда не прятались за спины друг друга, но кому-то было суждено остаться на полях сражений, а кому-то дожить до счастливых мирных дней…
Анзор НИБО.
Фото из архива автора.