– В каком возрасте Вы увлеклись музыкой? Насколько осознанным был выбор профессии, и что стало "последним аргументом" в этом выборе?
– В 9 классе общеобразовательной школы я решил, что хочу серьезно заниматься музыкой. Сейчас считаю, что детство у меня было счастливое, поэтому я полюбил музыку. Когда я, 16-летний подросток, озвучил своё решение родителям, в семье начались разногласия. Поскольку я был отличником в школе, то мама надеялась, что я стану юристом, а папа видел во мне стоматолога. Но я стоял на своём – и сам отнёс свои документы в училище искусств. До этого момента я три года учился играть на синтезаторе – этих знаний, а сюда прибавьте ещё хорошие оценки в аттестате общеобразовательной школы, мне хватало для поступления в училище.
На вступительных экзаменах учителя поставили меня перед выбором: фортепиано или саксофон – я выбрал второе. Тогда я рассуждал примерно так: "Парень с саксофоном – это круто, да и в армии пригодится". В училище этот инструмент мне пришлось осваивать "с нуля". Саксофон – в первую очередь, джазовый инструмент. Базовую основу джазовой школы в меня заложила моя учительница по фортепиано Валерия Вальтеровна Амбарцумян, с которой я до сих пор сохранил дружеские отношения. Огромное влияние на меня оказали музыканты, с которыми я общался и во время обучения в московском институте: мой преподаватель по саксофону Резанцев Сергей Константинович, а также Ривчун Борис Александрович, Карташёва Зинаида Борисовна, Долина Лариса Александровна и другие. И я им очень благодарен: с этими людьми всегда было интересно общаться, у них хотелось учиться!
– Насколько сложно было молодому человеку вписаться в педагогический коллектив школы, где явное преобладание опытных педагогов?
– Я не испытал сложности вливания в коллектив, так как учился в этой школе три года и практически все педагоги меня знали. Бывшего директора школы Людмилу Владимировну Чернышову знал с шести лет – она преподавала у нас музыку в общеобразовательной школе. Многие педагоги меня поддерживали на первом этапе, помогали советами, рассказывали о нюансах работы с детьми.
– Есть ли особенности взаимодействия с обучающимися музыке подростками? Насколько творчество совместимо с учебной дисциплиной?
– С подростками мы "на одной волне", поэтому проблем нет. Я ненамного старше их, и, возможно, пока они видят во мне "старшего брата", который может их чему-то полезному научить. Сложнее работать с маленькими детьми: они начинают нервничать, если у них что-то не получается, а мне необходимо выработать у них уверенность в себе. Просто так хвалить не считаю нужным, так как по себе знаю, что парня надо воспитывать в строгости. При нынешних школьных нагрузках, конечно, сложно совмещать учебу с творчеством, но у многих моих учеников это хорошо получается. Музыка способна раскрепостить человека, избавить его от комплексов, зажатости и страха – что очень помогает в обычной жизни.
– Какими достижениями в профессиональной деятельности Вы гордитесь?
– Пока учился в Москве, мне посчастливилось играть в Доме Правительства Москвы, за что был награжден грамотой. Играл в составе университетского биг-бенда на нескольких концертах Ларисы Долиной. Еще во время обучения участвовал в международном конкурсе в Болгарии и стал обладателем Гран-при этого конкурса. Тогда же познакомился с Бедросом Киркоровым, с которым во время неформальной встречи я выступил, играя на дудуке.
Есть достижения и в преподавательской деятельности: в прошлом году создал в школе ансамбль саксофонистов, который уже заявил о себе не только в школе, но и выступлениями в городе. Во время пандемии, в январе 2021 года, ансамбль участвовал в VI Международном разножанровом онлайн-конкурсе "Рождественские звезды", ежегодно проводимом в Нур-Султане (Казахстан) – стали лауреатами 1 степени и "Звездами Нур-Султана". Чем не начало выхода коллектива на международный уровень?! Я, безусловно, горжусь, тем, что это первый и пока единственный джазовый детский коллектив в Сочи.
– И немного о мечте как возможной цели для личностного и профессионального развития.
– Мечта не связана с музыкой. Недавно увлекся фотографией и путешествиями. Получаю огромное удовольствие от знакомства с новыми странами, их историей, культурой, обычаями и языком. Хотел бы объездить весь мир. Считаю, что человек познает себя в странствиях и приключениях.
Лариса ОСТРЕНКО.