Вместе с ведущими солистами Сочинской филармонии пианистка гастролировала по городам Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.
Много лет сотрудничая с Сочинским колледжем искусств и музыкальными школами города, Елена Сергеевна уделяет внимание профессиональному становлению юных музыкантов города. В 2021 году воспитанник ДМШ№4, юный скрипач В. Бабаян стал обладателем Гран-При на международном конкурсе "Московский рубеж" и лауреатом 1 премии на краевом конкурсе исполнителей на струнных инструментах – на этих конкурсах Е.С.Бабова была удостоена дипломов "Лучший концертмейстер".
Помимо профессиональных наград и званий артистка удостоена знака почета "За трудовые успехи на благо города Сочи" и памятного знака "За многолетний труд на благо олимпийского Сочи".

 

В преддверии юбилея заслуженная артистка Кубани Елена Бабова поделилась с нами своими размышлениями о жизни, искусстве и профессиональном пути.
– Елена Сергеевна, почему Вы решили связать свою жизнь с музыкой?
– Я родилась в семье известных в нашей стране музыкантов Сергея Бабова и Людмилы Бровкиной, более полувека служивших в Сочинской филармонии. Вполне естественно, что я начала учиться в Детской музыкальной школе имени И.Шмелева по классу фортепиано, затем окончила Краснодарское музыкальное училище имени Н.А.Римского-Корсакова. После училища я какое-то время колебалась в выборе направления дальнейшего обучения, поскольку изучение иностранных языков представляло для меня особый интерес. Но… все определяется свыше. На семейном совете было принято решение поступать в Тбилисскую государственную консерваторию имени В. Сараджишвили. Почему Тбилиси? Это родной город моего папы. Там он рос, учился, формировался. Там есть мост, построенный по проекту моего дедушки. В то время Тбилиси – яркий, колоритный город, гостеприимный, радушный, богатый многолетними традициями.
– Кто сформировал Вас как профессионала и повлиял на Ваш исполнительский стиль?
– В период обучения у меня было три педагога по специальности: в музыкальной школе, в училище и консерватории. Мне очень повезло, что никто меня не переучивал – трехэтапный образовательный процесс отличался преемственностью. А общение в стенах консерватории с такими музыкантами-интеллектуалами как С.Цинцадзе, Т.Чарекишвили, Б.Чиаурели, Н.Габуния, О.Димитриади не прошло бесследно. Каждый раз, вспоминая с благодарностью ту или иную фамилию, ловлю себя на чувстве неловкости перед теми, кого не вспомнила... Но этих уважаемых людей было очень много. Повторюсь, мне очень повезло, что я была удостоена чести общения с ними не только в рамках учебного процесса.
Конечно же, большое влияние оказало домашнее воспитание, которое не могло пройти бесследно. Моим личностным и музыкальным развитием занимались родители: блистательный интеллектуальный музыкант, пианист-аккомпаниатор – Папа; его единомышленница, прекрасная певица – Мама. Полагаю, что концертмейстерское направление в профессии было впитано "с молоком мамы" и "наставлениями папы". И никогда я не пожалела об этом выборе! Это то драгоценное, значимость которого оцениваешь с годами. Во всем, что я умею, есть присутствие моих родителей (а их уже давно нет рядом со мной). И когда мне говорят, что я дочь своих родителей, это очень хорошо. Всегда буду им благодарна за всё!
– Насколько сложным был профессиональный отбор артистов при трудоустройстве в Сочинскую филармонию?
– После четвертого курса консерватории я решила попытаться поступить в Сочинскую филармонию. Филармония тех лет была очень интересным местом для работы, позволяющим воплощать творческие идеи. В ней было много разножанровых артистов, которые вели насыщенную концертную деятельность. Артисты филармонии выступали для жителей и гостей города Сочи, выезжали на гастроли по стране и за рубеж, имели возможность сотрудничать с приезжающими в город исполнителями очень высокого статуса.
Для поступления на работу нужно было представить программу художественному совету, в состав которого входили уважаемые артисты. Он проходил всегда на сцене Зимнего театра. Мной была представлена программа, в которой я выступила в качестве солистки-инструменталистки, аккомпаниатора-концертмейстера, артистки камерного ансамбля. О серьезности и значимости этого выступления говорит то, что в программу был включен Фортепианный квинтет Дмитрия Шостаковича. Помогали мне музыканты Струнного квартета из Литвы, работавшие тогда в филармонии. Это было в традициях тех лет – опытные солисты всегда были добрыми помощниками молодых музыкантов. До сих пор благодарна всем, кто помог мне пройти то серьезное испытание. Всё прошло удачно – меня приняли в Сочинскую филармонию.
– Были ли сложности в начале творческого пути?
– Раньше в филармонии были представлены разные исполнительские жанры. Вокалисты, инструменталисты, фокусники, жонглеры, акробаты-гимнасты, конферансье и музыковеды – вот творческий коллектив Сочинской филармонии того периода. Такая многожанровость доставляла аккомпаниаторам много хлопот, ведь в те времена не было фонограмм и концертные номера фокусников, жонглеров, конферансье исполнялись под аккомпанемент фортепиано или баяна.
Молодым концертмейстерам, пришедшим после консерватории, всегда кажется, что они умеют все и готовы ко всему. Рахманинов, Чайковский, Бетховен – "всё в пальцах"… Но не тут-то было. На всю жизнь запомнила концерт, в котором нужно было проаккомпанировать номер жонглеру на популярные мелодии русских народных песен… и случился конфуз. Что ж, училась! Концертмейстер филармонии должен уметь всё!
– Вы не раз приглашались организаторами к проведению Зимнего фестиваля искусств в Сочи. Насколько интересно было для Вас это сотрудничество?
– В рамках Зимнего международного фестиваля искусств фестиваля проводятся Международные музыкальные академии, дающие молодым музыкантам редкую возможность посетить мастер-классы признанных музыкантов. Мне посчастливилось в 2016-2018 годах участвовать в качестве концертмейстера в занятиях В. Барелла (Бразилия, гобой), Х. Мааки (Финляндия, кларнет), Т. Самуил (Россия, скрипка), А. Цыганкова (Россия, домра), В. Зажигина (Россия, балалайка). Это очень интересный опыт.
– Какие фестивали и конкурсы, проходящие сегодня в городе, привлекают Вас к сотрудничеству и вызывают у Вас интерес?
– В городе регулярно проходят конкурсы для юных музыкантов. Они достаточно демократичны и дают возможность для детей с разным уровнем подготовки демонстрировать свое умение. Периодически я участвую в работе жюри и вижу, как важно для ребят, их педагогов и родителей такое событие, как участие в конкурсе. География участников конкурса очень широка, и зачастую поездка на сочинский конкурс для юных музыкантов – надолго запоминающееся событие.
– Какими красками обогащает Вашу жизнь сотрудничество с Сочинским колледжем искусств?
– В колледже искусств я много лет работаю концертмейстером – и это очень интересно. Большое везение в том, что у меня всегда были и есть яркие, играющие студенты – учащиеся струнного и народного отделений. С ними сыграно много интересной музыки, пройдено много конкурсных испытаний, одержано немало достойных побед. В филармонии я какое-то время интенсивно работала с солистами-вокалистами, и именно студенты давали мне возможность "заполнить вакуум" в инструментально-ансамблевом музицировании. То, что они спустя годы являются достойными представителями своей профессии, мне очень приятно.
– С кем из артистов Сочинской филармонии Вы сотрудничаете на современном этапе?
– Сегодня я выхожу на сцену в ансамбле с солистами Сочинской филармонии: заслуженным артистом России В.Кузнецовым, заслуженным артистом Кубани А.Сосуновым, лауреатом международных конкурсов А.Венниковым. Сотрудничаю и с молодыми музыкантами, помогаю им в подготовке концертных программ. Успешное взаимодействие артистов на сцене – это, конечно же, и труд, и терпение, и вдохновение. Я благодарна всем моим коллегам за многолетнее творческое сотрудничество и содружество.
Лариса ОСТРЕНКО.
Фото: Виталий Пустовалов.