– Антон Александрович, наверное, в преддверии весны не совсем уместно говорить о новогоднем оформлении курорта, тем не менее хотелось бы начать именно с этого. Концепция "Сочи сияет" пришлась по душе гостям и жителям курорта: сотни тысяч восторженных отзывов, миллионы фотографий. Чем планируете удивить к открытию курортного сезона?
– Концепцию оформления курорта к летнему сезону будем презентовать в марте. Наша цель – показать город с лучшей стороны. Для этого необходимо привести в образцовый порядок зеленые насаждения, пляжи, обновить визуальный ряд. Мы хотим, если так можно выразиться, "приватизировать" солнце, чтобы туристы, думая о солнце, вспоминали Сочи.
– Когда вы впервые познакомились с Сочи?
– В начале прошлого года. Несмотря на то, что я много путешествовал, в Сочи впервые попал весной 2020 года. Был карантин. Город поразил меня архитектурой и природной красотой. Второе знакомство, уже более близкое, состоялось летом того же года, когда курорт открыли для туристов, и в Сочи хлынула волна отдыхающих. Это был интересный контраст. Как будто побывал в двух разных городах.
– Что-то изменилось между первым и вторым приездом?
– Изменился пляж "Ривьера". И это была разительная перемена. В первый приезд мне было важно пожить в разных районах города: переезжал из одной гостиницы в другую, пару дней жил в оборудованных под номера технических помещениях пляжа "Ривьера". Фактически был очевидцем перерождения пляжа, создания ультрасовременной зоны отдыха. Это действительно был масштабный проект. Именно в таком ключе, на мой взгляд, и нужно осуществлять комплексную реконструкцию всей набережной.
– Кстати, о реконструкции. Недавно общественность познакомили с обликом пешеходного моста через реку Сочи, спроектированного в виде "волшебного листа". Раскроете секреты общей концепции будущей прогулочной зоны?
– Главный плюс Сочи – пешая доступность. Необходимо максимально объединить имеющиеся маршруты в единую сеть, а отправной точкой станет новая набережная. В настоящее время на обсуждении находится несколько проектных решений. Ясно одно – это будет большая прогулочная зона с видовыми раскрытиями на море. Огромный шаг к ее строительству был сделан в конце прошлого года, когда появилась возможность привлечь к реконструкции пляжа "Маяк" социально ответственного инвестора. Планируем, что здесь будут размещаться не только коммерческие объекты (рестораны, бары, кафе), но и объекты современного искусства, досуга, выставочные залы. Благоустройство данной территории, протяженностью 500 метров, завершится уже к этому курортному сезону. В целом же мы планируем реконструкцию всей набережной от пляжа "Ривьера" до реки Мацеста. Набережная, которая существует сегодня, не отвечает стандартам общероссийского курорта: в некоторых местах ширина прогулочной зоны около трёх метров, возникает эффект "бутылочного горлышка". Решить проблему можно созданием искусственного земельного участка длиной в 2,5 километра и насыпью порядка 30 метров в море. Это более долгосрочный проект, связанный с процедурами согласования, большим капиталовложением. Помимо проекта, нужно провести математическое моделирование для проверки возможных ограничений в связи с тем, как новый участок повлияет на морские течения, экологию. Сочи нужны набережная и объекты архитектуры, которые станут визитной карточкой курорта, например, как здание оперы в Сиднее.
– А что будет с автотрафиком в центре города?
– Действительно, отдельные участки центральных улиц Сочи загружены автотранспортом. Организм города крайне сложен, рубить с плеча опасно. Мы видим перед собой задачу, к какому идеальному состоянию должны прийти. Не откладывая на долгий срок, просчитываем различные варианты, выбираем оптимальный. Есть цель – сделать в центре города большую пешеходную зону для того, чтобы туристы могли прогуливаться и наслаждаться видами. Это должна быть абсолютно безопасная территория с масштабным озеленением, парковой архитектурой, путями микромобильности. Поэтому все существующие на текущий момент проекты рассматриваем с точки зрения приближения к данной цели. Кстати, мы не одиноки в данном решении. В Париже, к примеру, тоже принимают проект по ограничению автомобильного движения на Елисейских Полях, а это, между прочим, десятиполосная магистраль. Постепенно уводят транспорт с центральных улиц Нью-Йорк, Барселона. Если могли бы избавить центр Сочи от машин по щелчку пальцев, мы бы уже это сделали, но не хочется проводить эксперименты. Только, когда эксперты подтвердят, что данные проектные решения не сделают ситуацию хуже, приступим к их реализации.
– На одной из последних планерок мэр города Алексей Копайгородский рекомендовал уделить повышенное внимание наружной рекламе. Есть ли идеи в этом направлении?
– Я бы сказал, что в Сочи с наружной рекламой намного лучше, чем в большинстве российских городов. Но, безусловно, есть над чем работать. В первую очередь нужно привести в порядок вывески. В большинстве случаев некорректное размещение на фасадах, разнокалиберная реклама бывают не из-за нежелания собственников соблюдать правила, а элементарно из-за их отсутствия. Например, лайтбоксы, кассетоны допустимы в селах, но в черте города от них нужно отказываться. В настоящее время мы разрабатываем дизайн-код по вывескам. Некоторые рекомендации уже есть, но, по нашему мнению, к каждому месту в городе нужно подходить в индивидуальном порядке. Сочи отличается протяженностью, в каждом районе сформировались свои культурные коды. То, что украсит Адлер, к примеру, может быть неуместно в Лазаревском. Начать можно с приведения к единой высоте стационарных объектов, когда они начинают "плясать" по высоте: один – выше, другой – ниже, складывается ощущение визуального хаоса.
– А если в целом говорить о рекламе, от чего, на ваш взгляд, необходимо отказаться в первую очередь?
– От звуковой рекламы. У города-курорта есть не только визуальный и температурный, но и звуковой комфорт. Отдыхающие должны слушать пение птиц, шорох листьев, шум морского прибоя, а не призывы что-то купить. В некоторых иностранных городах в правила благоустройства вносится предельно допустимый уровень шума. Это касается сигналов автомобилей, музыки, доносящейся из пабов. Привлекать посетителей нужно не громкими рекламными объявлениями, а качеством услуг, репутацией, дизайном прилегающих территорий. Также следует уходить от билбордов в пользу медиаэкранов, на которых информация меняется электронным способом. Хотелось бы отказаться от бегущих, мигающих строк, ввести ограничения на частоту смены картинок на медиаэкранах.
– В последнее время на курорте большое внимание уделяется развитию уличного спорта: открываются скейт-парки, воркаут-площадки…
– …и эту тенденцию мы планируем продолжать. Территорию нельзя развивать однобоко, делая перекос в сторону той или иной категории населения. Должны учитываться интересы всех возрастных групп: и детей, и подростков, и пенсионеров, которым также важно общаться, и спортсменов. Взять, к примеру, Верхнеприморскую набережную. Эта зеленая территория пользуется большим спросом как у туристов, так и у местного населения. Зимой мы сделали там подсветку различных арт-объектов, пешеходный поток увеличился в разы. Старожилы говорят, что здесь когда-то была система скверов, которая с годами пришла в упадок. Пора ее восстанавливать. Сюда же можно отнести и капитальный ремонт комплекса фонтанов перед киноконцертным залом "Фестивальный". Реализация проекта стоимостью 60 миллионов рублей будет завершена к празднованию Дня города.
– Антон Александрович, успех любого проекта зависит от команды. Расскажите о своей.
– Я бы не сказал, что у меня есть собственная команда. Есть команда администрации города, которую возглавляет Алексей Сергеевич Копайгородский, энергичная и профессиональная, не боящаяся ставить амбициозные задачи.
Когда я переезжал из Калининграда в Сочи, не представлял, как прекрасен и архитектурно богат этот город. Это действительно жемчужина черноморского побережья. Задача власти – придать ей достойное обрамление.

Беседовала
Елена МОСКАЛЕВА.

Фото: МКУ «Агентство ИНКОМ»,
Сергей ЛИСИЦЫН.