Лариса Беседа: "Флейта – это разговор с душой"

Культура Просмотров: 395

Беседа.jpgАртистка Оркестра народных инструментов "Русский сувенир" имени П.И.Нечепоренко Лариса Беседа 5 августа отпразднует свой юбилей. В преддверии дня рождения мы поинтересовались у именинницы, что позволяет ей чувствовать себя счастливой женщиной и состоявшимся профессионалом.

– Было ли в детстве то, что предопределило вашу профессиональную судьбу? Почему была выбрана флейта?
– Родилась я в обычной советской семье в поселке Хоста. Папа, уроженец Харьковской области, удивительный человек с необычной судьбой. В детском доме в 6 лет он был "впервые приобщен к музыке": ему вручили флейту старой конструкции, без клапанов с дырочками, в которые проваливались его тонкие детские пальцы. Поскольку играть на ней он не смог, то ему подыскали новый инструмент – трубу. В итоге, к окончанию школы он научился играть на всех имеющихся в детдоме духовых инструментах. После школы выбрал рабочую специальность: окончив Харьковскую школу фабрично-заводского ученичества, получил специальность токаря. В армии самостоятельно освоил игру на мандолине и семиструнной гитаре. Из армии он вернулся уже к маме, которая жила в Хосте, и какое-то время работал в муниципальном духовом оркестре (благодаря умению играть) и преподавал уроки труда в школе № 3 (так как имел профессию токаря). В общем, любовь к музыкальным инструментам и токарному станку он пронес через всю жизнь…

Моё здоровье не радовало родителей: постоянные бронхиты и простуды могли привести к бронхиальной астме. И они приняли решение укрепить мою дыхательную систему… через обучение игре на флейте. До сих пор вспоминаю этот судьбоносный момент: меня, 10-летнего подростка, папа привёл в кабинет к Любови Васильевне Свинцовой, с которой работал в оркестре, и сказал: "Люба – это тебе на обучение!" – и вышел. Так начался мой путь музыканта. Класс флейты был небольшой, концертная жизнь насыщенной – мне очень нравилось, и я была довольно успешной ученицей.
– Где получали профессиональное образование? Какие яркие воспоминания остались от студенческой жизни?
– По сути, окончание музыкальной школы в 1982 году определило мой дальнейший профессиональный выбор. В городе на тот момент гуманитарных средних учебных заведений было не так много: медицинское, педагогическое и музыкальное училища, а у меня на руках аттестат об окончании музыкальной школы. Классным руководителем и наставником нашего курса в училище был Евгений Юрьевич Агафонов, много сделавший для нашего профессионального развития. На курсе собрались разновозрастные студенты, от 15 до 36 лет, но мы, молодые, прекрасно ладили с уже имеющими опыт музыкантами, работавшими в Объединении музыкальных ансамблей (ОМА). Курортный город с обилием санаториев и пансионатов, концертных и танцевальных площадок нуждался в артистах и музыкальных коллективах, обеспечивающих культурный отдых, – и все мы понимали, что наша профессия востребована.
Многие с теплом вспоминают студенческие годы, поскольку в этот период есть место мечтам и планам на будущее, есть общение с профессионалами, которое помогает духовно и морально сформироваться. И я не исключение. Очень благодарна своим преподавателям: по специальности – Владимиру Александровичу Анисимову, концертмейстеру – Татьяне Юрьевне Агафоновой. Они оттачивали наши знания, полученные в школе, развивали музыкальное мышление и чувствование. Их уроки меня согревают до сих пор, от них я переняла манеру демократичного общения с подростками. Сегодня в своей педагогической работе я пользуюсь теми же принципами, что и они: не ставить себя выше учащегося, отдавать все накопленные знания без остатка, независимо от того, насколько перспективен ученик. Самые яркие воспоминания тех лет – это поездки в колхоз и на субботники, поход на Агурские водопады. Остались в памяти концерты и экзамены, посещение Музея истории города-курорта Сочи и Музея Н.А.Островского во время уроков литературы.
В 1987 году началась моя педагогическая деятельность в Адлерской музыкальной школе. В тот период мои первые ученики были младше меня года на три, но я старалась быть для них примером. Затем трудилась в школе имени Шмелёва. К концу 90-х годов желающих обучаться игре на флейте было так мало, что часть учителей сократили, в их число попала и я. Во время подработки в Доме творчества поселка Кудепста познакомилась со Светланой и Константином Баблидзе, которые и предложили мне попробовать себя в оркестре "Русский сувенир". Вячеслава Ильича Абрашкина я знала со времен учёбы в училище, но у меня не было опыта оркестровой игры, зато было было огромное желание попробовать себя в качестве музыканта оркестра. Коллектив отнесся ко мне с пониманием, а Игорь Георгиевич Мурзанаев, коллега по группе (наши партии часто дублируются) активно помогал. До сих пор мы обсуждаем с ним нюансы исполняемых сочинений, он очень часто подсказывает штрихи и характеры сольных и совместных эпизодов в произведениях.
– Какие программы оркестра для вас наиболее памятны? Какие концертные события и гастроли произвели впечатление?
– Работа в филармонии запоминается большими постановками, красочным сопровождением выступлений вокальных коллективов и танцевальных групп. Этим отличались юбилейные концерты В.И. Абрашкина, Т.И. Остудиной, В.В. Кузнецова, Б.П.Айрапетова, выступление которых сопровождал наш коллектив. Запомнились и наши концерты во время Олимпиады-2014 – тогда на сочинских площадках выступали лучшие музыканты страны, и мы в их числе. Из последнего – яркое воспоминание оставил концерт филармонии, посвящённый Дню города-госпиталя Сочи, проведенный в августе прошлого года.
Гастрольные поездки на фестиваль в Краснодар и в Майкоп запомнятся надолго – и выступили мы ярко, и публика принимала нас тепло. Жаль, что наш гастрольный график в настоящее время не так насыщен, как это было в конце 90-х – начале 2000-х годов. Я вижу, что "Русский сувенир" востребован и любим старшим поколением сочинцев, и многие следят за нашим творчеством.
– Каковы ближайшие творческие планы?
– Когда наш коллектив возглавил Григорий Константинович Михайлов, многие артисты оркестра попробовали себя в роли солистов. И мне выпала такая радость и ответственность. Выучить наизусть новый нотный материал, справиться со сценическим волнением, когда на тебя обращены взгляды всего зала – это бесценный опыт. Сюита си минор И.С.Баха, "Ала-танго" В.И.Сапарова… Хотелось бы продолжить этот список моих сольных выступлений.
С годами набираясь педагогического и исполнительского опыта, я пришла к пониманию, что в юности выбрала правильный путь, за что очень благодарна любящим меня родителям, когда-то по нему меня направившим. Спасибо за этот путь Л.В.Свинцовой, давшей самые первые знания в профессии; спасибо В.И.Абрашкину, незабвенному основателю и экс-руководителю оркестра, спасибо главному дирижеру оркестра Г.К.Михайлову – за возможность исполнить соло с оркестром, воплотив свою мечту в жизнь. Спасибо Л.В.Чернышовой – за тёплое отношение в педагогическом коллективе музыкальной школы. Я счастливый человек и в семье, и в профессии. И как бы пафосно это не звучало: "Я люблю флейту!"
Лариса Остренко.
Фото: Виталий Пустовалов.

Печать