Театр музыки для души

Культура Просмотров: 431

Копия_Владимировы_с_артистами_Сочинской_филармонии.jpgК 55-летию Сочинской филармонии

После образования Сочинской государственной филармонии 4 января 1968 года приказом министра культуры РСФСР её руководители, директор Семен Георгиевич Инкин и художественный руководитель Давид Григорьевич Гершфельд, начали укреплять коллектив профессиональными творческими кадрами, создавать разножанровые музыкальные ансамбли. Эти задачи решались творческими экспериментами с имеющимися в штате артистами, приглашались для этого также выпускники престижных музыкальных институтов и училищ.

В июне 1969 был создан эстрадный коллектив, руководить которым доверили обладателю диплома института имени Гнесиных, балалаечнику Вячеславу Абрашкину, являвшемуся учеником известного русского музыканта-исполнителя, просветителя, народного артиста России, профессора Павла Ивановича Нечепоренко. К моменту назначения его руководителем коллектива музыкант работал в сочинской организации четыре года.
– Когда в 1968 году создавалась Сочинская филармония, Д.Г.Гершфельд поставил передо мной задачу – сформировать коллектив. В 1969 году объявили набор – в первый состав ансамбля вошло 7 музыкантов: балалаечники, баянист, контрабасист, домрист. Мне предложили возглавить коллектив. Через год наш инструментальный коллектив пополнили выпускники Гнесинского училища, благодаря чему наш коллектив увеличился сначала до 10, а потом до 14 человек, – вспоминал В.И.Абрашкин.
Стоит уточнить, что тогда в состав ансамбля помимо группы народных инструментов входили солисты-вокалисты, танцевальная пара, артист оригинального жанра и ведущий – то есть, коллектив мог работать весь концерт самостоятельно и на выезде. Поэтому уже через четыре месяца после создания, в ноябре 1969 года, артисты отправились на гастроли по городам Казахстана и Сибири с программой, которая называлась "Русские сувениры". Затем это название закрепилось и за самим ансамблем.

То, что в первые годы своего существования ансамбль "Русский сувенир" много гастролировал, подтверждает и домристка Эльвира Васильевна Пономарева, прослужившая в "Русском сувенире" 50 лет.
– В 1971 году, когда я уже оканчивала последний курс училища, из Сочи поступил запрос на музыканта для ансамбля "Русский сувенир", созданного в Сочинской филармонии в 1969 году. Сдав экзамены, но, не успев получить диплом на руки, я отправилась навстречу судьбе. Приехав в Сочи в июне 1971 года, сразу приступила к работе – то есть, вместе с коллективом отправилась на гастроли. Кстати, диплом смогла получить только осенью, когда между гастролями нашлось время вырваться в Москву. С 1971 по 1990 год наш коллектив постоянно гастролировал. Благодаря существовавшей тогда системе Госконцерта коллективы Сочинской государственной филармонии регулярно выезжали на гастроли в различные регионы и республики страны. Мы объехали почти весь СССР. Выступали перед слушателями городов России, Украины, Белоруссии, Латвии, Казахстана, Узбекистана, Молдавии, республик Закавказья, а также перед рабочими ударных строек крупнейших гидроэлектростанций Сибири и Таджикистана. Нас принимали не только как хранителей и пропагандистов русской культуры, но и как представителей прекрасного города Сочи, – вспоминала Эльвира Пономарёва.
Конец 70-х – начало 80-х годов – время творческого триумфа коллектива. В 1975 году ансамбль в рамках проведения "Дней советской культуры и техники" побывал в Польской Народной Республике, где с большим успехом дал концерты в Варшаве, Кракове, Щецине и других городах.
В 1976 году "Русский сувенир" принял участие в I Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни "Сочи-76", где был удостоен грамоты Министерства культуры РСФСР "За национальное своеобразие". В дальнейшем ансамбль участвовал в конкурсах, проводимых в Сочи, как стационарный аккомпанирующий коллектив. В разные годы с "Русским сувениром" выступали народные артисты СССР, приезжающие в город-курорт на гастроли, Елена Образцова, Борис Штоколов, Леонид Сметанников, Анатолий Соловьяненко, заслуженные артисты России Наталья Борискова и Анна Литвиненко.
Особо значимым для коллектива стал 1979 год: на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, проходившем в Ленинграде, ансамбль завоевал звание лауреата и вошёл в пятёрку лучших музыкальных коллективов страны.
– В начале 80-х годов коллектив участвовал в серии концертов "Впервые в Москве", проходивших в столичном Театре эстрады. Вёл эти концерты художественный руководитель этого театра и известный конферансье Борис Брунов. Мы тогда аккомпанировали не только нашему солисту Александру Котенко, но и приглашенным из разных регионов страны солистам, – вспоминала Эльвира Пономарёва.
Особые страницы в жизни коллектива – выступления в 1985-1986 годах перед военнослужащими ограниченного контингента советских войск в Афганистане и Монголии.
Виктор Кузнецов, бархатный баритон Сочи, работал в Сочинской филармонии с момента её создания вплоть до января 2023 года, поэтому вполне оправданно носил почетное звание "ровесник филармонии". За долгие годы служения вокальному искусству артист заслужил не только любовь и признательность сочинской публики, но и был в 1982 году удостоен почетного звания "Заслуженный артист РСФСР".
Виктор Кузнецов окончил Горьковскую консерваторию в классе известного педагога, профессора Е.Г.Крестинского в 1968 году. Перспективный выпускник был приглашен в Куйбышевский театр оперы и балета, но тут в жизнь начинающего певца вмешалась судьба в лице художественного руководителя Сочинской государственной филармонии Д.Г.Гершфельда.
– В 1968 году Министерство культуры РСФСР впервые провело ярмарку вакансий, на которую съехались и выпускники вокальных факультетов российских вузов, руководители оперных театров и филармоний, нуждавшиеся в солистах. Приехал на эту ярмарку и представитель Сочинской филармонии. Д.Г. Гершфельд подошел ко мне поговорить после прослушивания моей программы. К убедительному аргументу жить и работать в красивейшем городе страны он пообещал повышенный оклад и решение квартирного вопроса. И я не смог устоять – отправился в Сочи. В филармонии я начал работать в год её создания, за которым последовал период ее творческого расцвета – это открывало перед всеми артистами филармонии массу возможностей для творческой реализации, – вспоминал Виктор Васильевич.
В 70-е годы на концертных площадках курорта, куда приезжали отдыхать со всех уголков Советского Союза, проходили сотни концертных программ, фестивалей, праздников песни. Виктор Кузнецов регулярно выступал в качестве солиста, исполняя песни и с хором, и в сопровождении известных симфонических оркестров страны, во главе которых стояли народные артисты СССР Е.Светланов, Ю. Темирканов, К. Птица. В те годы на городские праздники песни приезжали известные композиторы: О. Фельцман, Э.Колмановский, П.Аедоницкий, В. Казенин – и певец участвовал в их творческих вечерах, не раз становясь первым исполнителем написанных ими песен.
– Вокальная подготовка изначально позволяла мне исполнять практически все музыкальные произведения, написанные для баритона. Мой репертуар составляли произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни советских композиторов. Особой гордостью стали для меня стали заглавные партии в операх (их концертном исполнении): "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Алеко" С. Рахманинова, "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова. Мне посчастливилось дважды выступить в роли комедийного артиста: в 1997 году в опере Доницетти "Колокольчик", в 2000 году в "Кофейной кантате" И.С.Баха, – вспоминал В.В.Кузнецов.
В период расцвета филармонии её артисты регулярно гастролировали как по стране, так и за рубежом. Со своей сольной программой и как участник авторского концерта композитора Давида Гершфельда В.В. Кузнецов побывал во многих городах страны: от Калининграда до Владивостока. В составе коллектива "Русский сувенир", гастролировал по Золотому кольцу России, был в Сибири и на Урале. С ансамблем "Русский сувенир" В.В. Кузнецов выступал в Польше, а в составе творческих делегаций – в Англии, Франции, Венгрии, Греции. Не оставались в стороне и станицы Краснодарского края, в которых сочинских артистов встречали весьма и весьма гостеприимно.
У истоков Сочинской филармонии стоял творческий и семейный дуэт Сергея и Татьяны Владимировых.
Татьяна Анатольевна почти 33 года, с 1969 по 2001 годы, жила и работала в городе-курорте. Её авторские программы, с успехом шедшие на концертных площадках города и на местном телевидении в 70-90-ых годах, запомнились сочинцам оригинальной подачей, виртуозно переплетающей энергию музыкального звука с одухотворенностью поэтического слова. Ныне живущая в США артистка поделилась своими воспоминаниями о сочинском периоде своей жизни, о своей профессиональной деятельности в качестве сценариста и ведущей концертных программ Сочинской филармонии.
– Наш с мужем приезд в Сочи был напрямую связан с самыми первыми шагами Сочинской филармонии, после создания которой её первый художественный руководитель Давид Григорьевич Гершфельд стал набирать специалистов. В числе приглашенных на прослушивание был и мой муж – Сергей Владимирович Владимиров. Он отвечал всем требованиям: солист-пианист филармонии, концертмейстер, при необходимости мог играть в эстрадном ансамбле. Это стало причиной нашего переезда в Сочи. К тому времени я окончила филологический факультет Саратовского государственного университета, защитив не совсем обычную для филолога дипломную работу "Тургенев и музыка". В Сочи сначала работала на телевидении редактором литературно-музыкальных передач, потом я приняла приглашение работать в филармонии, не отказавшись и от работы на телевидении, – рассказала артистка.
По её воспоминаниям, два выпускника Ленинградской консерватории: бас-баритон Александр Петрович Котенко и тенор Виталий Федосович Букатко – одними из первых влились в творческую семью Сочинской филармонии. Вместе с ними дуэт Владимировых составил творческую группу, которая активно выступала на сочинских площадках.
– Первая наша программа, посвященная Николаю Островскому, была подготовлена по просьбе работников музея, носящего его имя. Программа "Сквозь бури" получилась очень душевной, потому что мы смягчили большевистскую правду, революционную борьбу и трагедию этой личности человеческой лирикой, уделив внимания музыке, матушке Николая Островского, Ольге Осиповне, и его встречам с пианистом Александром Гольденвейзером, игра которого впечатляла писателя. Эта программа шла вплоть до 90-х годов.
Основой для следующего концерта стала моя дипломная работа. В этой программе исполнялась музыка, некогда звучавшая в доме Полины Виардо, и удивительно мелодичная проза Ивана Сергеевича Тургенева. Я рассказывала о любви Тургенева и Виардо, о вдохновении, источником которого она была, а артистка разговорного жанра Галина Куприянова читала отрывки из "Дворянского гнезда" и "Певцов". Пела солистка филармонии Изабелла Гаспарян, играли виолончелист Валентин Татаренко и пианист Сергей Владимиров, – вспоминала Татьяна Владимирова.
В 70-е годы телевидение совместно с филармонией задумало цикл творческих встреч, который назывался "Союз труда и искусства". Татьяна Владимирова как автор сценария и ведущая концерта ехала в какой-нибудь коллектив, где знакомилась с ветеранами, молодежью, людьми интересной судьбы, потом писала сценарий программы.
– Хорошо помню такой праздник в честь "Мацесты". В назначенный день сотрудники заняли места в зрительном зале, а я и солисты Сочинской филармонии вышли на сцену, чтобы чествовать их. Это были хорошие теплые встречи – у людей был праздник. Они были рады, что артисты уделили им внимание. Резонанс был большой, слава о нас разнеслась по всему краю – и мы стали проводить такие встречи уже на Кубани. В Зимнем театре была оформлена выставка из фотографий под заголовком "Союз труда и искусства". В конце 70-ых годов колхозы края стали отмечать свои 50-летия. Юбилеи шли друг за другом – мы почти каждый месяц выезжали в какое-нибудь коллективное хозяйство. Сначала готовили программу, потом её проводили, колхозники с благодарностью и радушием говорили нам теплые слова и вкусно нас угощали, – вспоминала Татьяна Владимирова.
Фотографии и газетные публикации сохранили для потомков эти факты истории Сочинской филармонии. Например, местная газета сообщила читателям о выступлении солистки филармонии Татьяны Остудиной под аккомпанемент баяниста Валерия Амелина перед рабочими в цехе деревообрабатывающего завода. На фотографии солистка филармонии Зоя Шевченко даёт концерт для тружеников Адлерского совхоза.
В 80-е годы артисты Сочинской филармонии продолжали выезжать на гастроли в различные города России. Особенно запомнился творческий отчет Сочинской филармонии в Москве, прошедший вскоре после Олимпиады, в 1986 году, в Олимпийской деревне. Тогда они представили программу "Курортный проспект" из двух отделений, в которой выступали все ведущие солисты и коллективы Сочинской филармонии.
– Мне повезло идти рядом с теми, кто не разменивал свой талант… Мне повезло заниматься тем, что для меня бесценно… Я благодарна городу, признавшему меня, и моим талантливым спутникам на сцене и в жизни, – отмечает Татьяна Владимирова.
Л. ОСТРЕНКО.

Фото из архива Сочинского концертно-филармонического объединения (СКФО).

Печать