Впервые в Сочи Татьяна Левкевич приехала на гастроли в 1985 году, будучи солисткой-вокалисткой Амурской филармонии. К тому времени она уже успела поработать на крупных сценических площадках Москвы, объехать практически всю страну от Шпицбергена до Кушки, от Калининграда до Благовещенска в составе концертных бригад Центрального дома работников искусств СССР. В агитационном поезде ЦК ВЛКСМ "Ленинский комсомол" с концертами проехала по Нечерноземью, где с сольными программами выступала на тындинском, читинском, иркутском участках Байкало-Амурской магистрали. Гастролировала не только по нашей стране, но и за рубежом – в Польше и Германии.
Приехав на гастроли в город-курорт, артистка решила пройти прослушивание в Сочинской филармонии. Получив приглашение на работу в качестве солистки ансамбля "Русский сувенир", сразу ответила согласием – впечатления от моря и южной природы были ярко дополнены творческой атмосферой, царившей в те годы в Сочинской государственной филармонии, и интересными людьми, реализующими здесь свои таланты. Позднее, выступая с "Русским сувениром" на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни "Сочи-86", получила первое профессиональное звание – дипломант всероссийского конкурса.
За время работы в филармонии Татьяна Алексеевна переосмыслила профессиональные приоритеты и, отказавшись от хитов народной музыки, занялась популяризацией традиционной народной культуры. Она обогатила свой исполнительский репертуар аутентичным фольклором, народными и авторскими песнями, городским романсом.
К слову сказать, по первому образованию Татьяна Алексеевна – историк. Наука позволила ей взглянуть на собственное вокальное творчество через призму этнографических знаний. Особое значение она придает традиционному народному календарю, считая, что календарь – это своеобразная, оформленная в художественные образы, система знаний об окружающем макро– и микрокосмосе, строго регламентирующая жизнь этноса. Обряды народного календаря являются основой более 20 сольных фольклорно-этнографических программ и представлений, созданных ею за годы работы в филармонии.
На сцене Зимнего театра певица представила такие народные праздники, как "Святки. Солнечный коловорот", "Масленица. Новый год", "Троица. Зеленые святки", "Купальские игрища. Солнечный коловорот", "Осенние зарисовки. Богач". Интерактивное общение во время программ позволяло артистке вовлекать зрителей в реставрацию народных обрядов.
Специалисты считают, что созданный ею жанр этнографической миниатюры обогащает традиционную музыкальную эстраду, объединяя фольклорный театр, художественный рассказ и театр одного актера.
– Одной из самых популярных и востребованных у зрителей является программа "О, светло-пресветлая, Русь моя!", в которую входят песни различных регионов России. Они исполняются на областных диалектах и сопровождаются рассказами о времени, пространстве и обряде, в котором бытовала песня. В основе фольклорно-этнографической программы "Круглый год" лежит песенный рассказ о земледельческом календаре и народных праздниках. Программа "Круг жизни" дает представление о семейном календаре россиян, в который входят родильный, крестильный, свадебный обряды. Уникальная программа "Деды" знакомит слушателей с днями поминовения и культом предков на Руси, – рассказала Татьяна Алексеевна.
Цикл программ "Женщины России", созданный певицей, включает песни различных регионов нашей страны и рассказывает о древних славянских богинях, о культе Богородицы на Руси, о женских промыслах. Этот цикл также включает в себя программы, посвященные судьбам и творчеству таких русских певиц, как Лидия Русланова, Надежда Плевицкая и других.
Свое особое отношение к поэту Сергею Есенину и композитору Григорию Пономаренко Татьяна Левкевич проявила в концертных программах: "Есенинская Русь" и "Григорий Пономаренко. Песни Русской души".
Не оставила она без внимания и важнейшее историческое событие XX века, посвятив Великой Отечественной войне программу "Поклонимся Великим тем годам". Татьяна Алексеевна с благодарностью вспоминает о малой родине в программе "Песни Белой Руси", где исполняет как белорусские народные песни, так и песни белорусских композиторов и поэтов.
– Практически все сольные программы, помимо Сочи, были мной представлены на концертных площадках Москвы и Краснодара…. На городских площадях, в школе, в концертном зале санатория, в сельском клубе или на частном подворье – везде и всегда работаю с полной самоотдачей, – констатирует певица.
Татьяна Левкевич сотрудничала с коллективами Сочинской филармонии: "Кудрина" и "Любо", а также с ансамблем "Криница" (Краснодар) и танцевальным коллективом "Диво" (Лазаревское).
И сегодня артистка продолжает идти по выбранному когда-то в юности пути. Народная песня была, есть и остается смыслом ее жизни.

Лариса Остренко.
Фото из архива Т.Левкевич.