Минул год с тех пор, но ни одна из девушек не пожалела о своем выборе. Напротив, все они очень гордятся, что получилось освоить специальность, которая раньше считалась исключительно мужским делом. Теперь каждый, кто садится в электропоезд "Ласточка" на маршрутах от Сочи до Туапсе и роза Хутор, вполне может оказаться в прямом смысле в женских руках.
Если Рузанна Азатян и Виктория Окрачкова уже работали на железной дороге на разных должностях, то Екатерина Кубракова прошла обучение, случайно увидев объявление об открытой вакансии.
– Я тогда даже сильно и не обратила внимания на то, что специальность считается мужской. Сразу решила что это – мое. Вместе со мной в группе в пилотном проекте ОАО "РЖД" "Женщина – помощник машиниста" обучалось семь человек. Две мои подруги трудятся вместе со мной в Сочи, а четверо были приняты в штат Московской дирекции скоростного сообщения и успешно, как и мы, наравне с мужчинами сейчас работают в столичном регионе, – рассказала Екатерина Кубракова.
Для того, чтобы девушки смогли управлять электропоездами в статусе помощника машиниста, за шесть месяцев учебы потребовалось освоить такие дисциплины, как конструкция электропоезда "Ласточка" (ЭС-1 Desiro), автотормоза, приборы безопасности, электробезопасность. В полном объеме изучить правила технической эксплуатации железных дорог, инструкцию по сигнализации, инструкцию по движению поездов. Требования к девушкам предъявлялись наравне с мужчинами, "скидок" в теоретическом и практическом обучении не было. Нужно было также психологически подготовиться к работе в новых, напряженных условиях.
– Признаюсь, что учеба давалась нелегко. Изначально на Северо-Кавказской магистрали претенденток на новую должность было намного больше. Но пятеро кандидаток сошли с дистанции еще на этапе профотбора. Были и такие, кто решил, что профессия не для них. Но и у мужчин случается иногда примерно также. Водить поезда – это призвание. И у меня оно есть, теперь я точно знаю, – уверена Виктория Окрачкова.
Во время каждого рейса в обязанности помощника машиниста входит контроль работы электропоезда: нужно отслеживать показания бортовых приборов, светофоров, сигнальных звонков и указателей. Находиться по левую сторону от машиниста, но быть его правой рукой.
– Управлять "Ласточкой" и легко и сложно. Легко, потому что это очень современный электропоезд. Здесь все по последнему слову техники. А сложность – в ответственности. За спиной находятся люди, которые с комфортом и вовремя должны прибыть в пункт назначения. Мы с этим справляемся, – заверила Рузанна Азатян.
Все девушки теперь мечтают сделать очередной шаг в профессии – стать машинистами. Но для этого в качестве помощника машиниста нужно получить практические навыки в течение двух лет. То есть уже через год можно пройти специальную медкомиссию и сдать соответствующие экзамены. Без всякого сомнения, у них это получится. Потому как все трое успешно доказали: водить электропоезда это и женская профессия.

А. ШЕСТАКОВ.
Фото: ОАО "РЖД".