Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Октябрь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 3 5 6 7
8 10 12 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

ИЗ ВЕКА В ВЕК

ИЗ ВЕКА В ВЕК
Среда, 13 Сентябрь, 2017 - 07:38

Сочинской гимназии №8 в этом году исполняется 80 лет

Одна из старейших школ в городе к тому же является одной из самых популярных. Неизменно отличные результаты работы, успехи педагогов, достижения учеников позволяют поддерживать престиж гимназии.
Выстраивая работу такого большого механизма (а в гимназии на данный момент учится более 2000 детей и работают 107 учителей), руководство не просто удерживает позиции школы, но и развивает гимназию, создавая для детей такие условия, когда они могут помимо общеобразовательной программы получить еще и дополнительное образование, а уровень их знаний позволяет поступать в лучшие вузы страны или обучаться за границей.
О том, из чего сегодня состоит жизнь сочинской гимназии №8, корреспондент "НС" беседует с директором – Игорем НИКИТИНЫМ.

– Игорь Владиславович, не может не впечатлить количество учеников, которые проходят обучение в гимназии. 2031 ребенок… эта цифра постоянная?
– Был период, когда мы пытались удержать эту цифру и даже снизить для того, чтобы всю школу "пересадить" в одну смену, но последние три года мы с этим справиться не можем и активно растем. Каждый год прирост составляет 100–150 человек.
– Гимназия всегда была одной из самых лучших в городе, можно даже сказать, престижной. Вы возглавляете школу уже почти 11 лет. Как эту популярность удается удержать?
– На самом деле вы сказали очень важную вещь: я работаю в гимназии 11 лет, но успешной, популярной школа была и раньше. Славу школе делают учителя, такие как: Марина Анатольевна Симонова, Наталья Александровна Сотник, Клавдия Владимировна Чернобабова, Елена Николаевна Орциева, Анна Георгиевна Михайлиди, Галина Михайловна Воронова, Марина Анатольевна Туранова. Если есть хорошие учителя – есть и хорошие, успешные ученики, мотивированные родители, которые хотят отдавать детей в эту школу. История с популярностью гимназии очень давняя: еще в 90-е годы школа активно занималась различной инновационной деятельностью, и в этот период (80–90-е годы) в гимназию пришло очень много учителей, которые заложили тот современный уровень, который мы наблюдаем и сейчас. Что бы мы ни говорили, но качество обучения в школе до сих пор поддерживают опытные учителя, стаж работы которых составляет 10–20–30 лет.
– Если говорить об учебном процессе, то он в 8-й гимназии существенно отличается от других школ города уже в начальной школе, где реализуется программа, которая в Сочи больше нигде не используется…
– По программе развивающего обучения по системе Элькоина-Давыдова дети обучаются еще в Школе бизнеса, а мы к ней обратились три года назад. Очень долго гимназия преподавала математику по программе “Школа 2000” Л.Г.Петерсона и была единственной школой, реализующей ее. Несмотря на то, что в ней была сложная математика, у учителей и детей были очень хорошие результаты. Ударом для нас стала ситуация, когда три года назад учебники этой линейки не попали в список рекомендованных к использованию в школах. Тогда перед нами встал вопрос о смене программы обучения.
В результате мы выбрали нестандартную, необычную программу Элькоина-Давыдова. Да, она сложная, но не для детей, а для учителей, потому что требует совершенно иного подхода к вопросу преподавания. Основная разница заключается в том, что детям прививается познавательный интерес, и построена она на том, чтобы ребенка ставить в условия, когда он сам начинает задавать вопросы. По большому счету ребенок не просто приходит на урок, где ему объясняют тему, он ее записывает, понимает, а разными ситуациями его ставят в такое положение, что у него возникает вопрос: а как это сделать?
С точки зрения образовательного процесса это сложно, потому что учителю постоянно приходится придумывать что-то новое, а для ребенка программа как раз очень комфортная. В ней действует закон перехода количественных знаний в качественные. 1 и 2 класс – это время, когда у ребенка формируются навыки, которые позволяют в 3–4 классе двигаться быстро и набирать багаж математических знаний. При этом наши дети участвуют в школьных, городских срезовых работах и не отстают. Поэтому тревоги за то, что, работая по новой программе, наши ученики отстанут, у нас нет.
– При переходе из начальной школы в среднее звено в гимназии внедрена система профилизации. Какие направления предлагаются сегодня детям?
– Это тоже особенность организации нашего образовательного процесса, потому что по окончании 4 класса наши дети делятся на три группы: лингвистические классы, гимназические и инженерные.
В лингвистических вторым иностранным языком изучают китайский. Внедрение этого языка в гимназии стало первым не только в Сочи, но и в крае. Благодаря помощи преподавателей Школы высшей экономики, которые приезжали сюда, читали лекции для нас, для родителей, обучали, как правильно работать с малышами, внедрение китайского языка в программу прошло успешно. Более того, на второй год желающих учиться по лингвистическому направлению набралось уже на два класса.
Здесь важно сказать, что с прошлого года китайский язык введен в ЕГЭ, по этому предмету проводится всероссийская олимпиада. То есть это не какой-то предмет-отщепенец, – он популярен, востребован в мегаполисах, набирает темпы и распространение. Кстати, выпускница прошлого года, изучавшая китайский, уехала учиться в Пекин. Для нас это хороший знак.
Второе направление – стандартная работа гимназических классов по программе повышенного уровня, по которой мы продолжаем работать многие годы. И третья программа – инженерные классы. Инженерное направление в школе – это, конечно, не ноу-хау, потому что в России есть школы, которые по уровню материального обеспечения, оснащению находятся впереди нас. Где-то опережают и по качеству преподавания, потому что наличие технических вузов, скажем, в Москве, позволяет получить преподавателей очень высокого уровня. Тем не менее, наш инженерный класс пользуется неизменно очень большой популярностью, и в него дети проходят индивидуальный отбор. С помощью контрольных работ мы выявляем ребят с нестандартным мышлением, способностью искать несколько решений одной и той же задачи. У этих детей совершенно иной учебный план. Есть робототехника, 3D-моделирование, вводится черчение, больше математики, профильные предметы делятся на две подгруппы. У детей появляется возможность развить в себе не просто математические навыки, а именно инженерные.
– В школах всегда стоит острый вопрос пяти- и шестидневки…
– В среднем звене в прошлом году мы организовали пятидневку. Решать, как работать – по пятидневке или по шестидневке, – прерогатива школы. Но мы сделали сальто: учимся по пятидневке, при этом, не потеряв шестидневного учебного плана. Это было сложно, тем не менее, субботу для детей среднего звена мы освободили.
Освободили ее и для старшеклассников, но совсем для других целей. В этом году наши 10-классники переходят на обучение по ФГОС второго поколения. В пилотном режиме по этой программе работают всего две школы в городе. Что это значит? Прежде всего, меняется учебный план. У 10-классников есть возможность часть учебного плана формировать самим, выбирая предметы, которые они хотят изучать. И мы в достаточном количестве предлагаем детям элективные курсы. В результате из 10 курсов они должны выбрать 3, и вот именно эти занятия будут проходить по субботам.
Выбор курсов проходит в виде ярмарки, когда мы приглашаем специалистов из различных областей (юриспруденция, медицина, журналистика и т.д.), и они перед родителями и детьми презентуют свой курс. Далее старшеклассники советуются со взрослыми и решают, что им интересно, что может пригодиться в будущем.
Кроме того, в новом учебном году у нас стартует совместный с Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации проект. 10-классники получат возможность в течение двух лет по субботам посещать курсы, по окончании которых на выходе из гимназии они, кроме школьного аттестата, получат аттестат о среднем юридическом образовании. Дети фактически смогут работать по профессии, и для них это будет своеобразной подушкой безопасности.
В этом году начинаем работать с филиалом Российского университета дружбы народов, и в профильных медицинских классах биологию будут вести преподаватели РУДН, при этом часть занятий будет проходить не на нашей базе, а в лабораториях вуза. В профильных классах историю также будут вести преподаватели из РУДН. Согласитесь, это иной уровень преподавания, который мы предлагаем детям.
– Гимназию можно смело назвать инновационной площадкой сразу по нескольким направлениям. Внедряется много нового и интересного. Могу предположить, что лучше всего на подобные новшества реагируют дети. А какова реакция родителей?
– Каждый год на 200 мест в первые классы у нас 400–450 заявлений. Это говорит о том, что родители понимают, что мы все-таки даем качество и нам есть смысл доверять своих детей.

– Еще один проект, который первой стала реализовывать гимназия, – инклюзивное образование. Сегодня у вас есть успешный опыт совместного обучения детей с особенностями развития, особенностями здоровья в общеобразовательных классах. Как вы пришли к этому?
– Это сложный вопрос для всех нас. Когда мы взяли ребенка с расстройством аутистистического спектра на предшкольную подготовку, то получили не самый лучший результат: за год с этим ребенком мы никак не продвинулись просто потому, что не знали, как с ним работать. Потом этот ребенок пошел в первый класс, перешел в класс к другому учителю и только там нам удалось выстроить ту систему эффективной работы, когда у ребенка пошла положительная динамика. Конечно, рядом с ним постоянно находится тьютор, но сложностей много, потому что нам на ходу приходится менять очень многое, например, мы делали комнату релаксации для ребенка, где он может отдохнуть во время урока, восстановиться, и только после этого тьютор опять вводит его в учебный процесс.
Прошел первый год обучения, и мы видим, что ребенок, который раньше ни с кем не здоровался, вместе с детьми держится за руки, обнимается с учителем, улыбается. Это супер результат.
Что бы мы ни говорили, но в условиях перегруженности классов создать для таких детей комфортные условия невозможно. Для нас было важно, чтобы учитель мог соблюсти баланс и уделять внимание и остальным детям, потому что их не должно отвлекать то, что в классе находится тьютор – второй взрослый человек, который с ребенком индивидуально работает. Этот баланс соблюсти сложно, но у нас получилось. Сказать, сможем ли мы снова повторить такой успех, – не могу, потому что двух одинаковых нарушений у детей не бывает, и каждый такой ребенок очень индивидуален, и подход к нему тоже должен быть индивидуальным.
– А зачем вам это было нужно? Столько дополнительных проблем финансовых, трудозатрат…
– Было интересно. К тому же пришла мама и говорит: давайте попробуем. Также несколько лет назад пришел папа и честно сказал: у меня ребенок-колясочник, я был в нескольких школах, и там пандусов нет, а к вам я его могу закатить по пандусу, и начальная школа у вас на первом этаже. И мы попробовали. Сначала вместе с этим папой срезали пороги в классах, чтобы коляска могла пройти без препятствий, потом сделали маленький пандус в столовую, потом нам навстречу пошла администрация города, администрация Краснодарского края, и нас включили в программу – построили лифт. Сейчас у нас несколько таких детей. У них есть свои пульты от лифта, и они им пользуются. Это те вещи, которые мы, наверное, не обязаны были делать, но это же дети. Пришли? Пришли. Давайте что-то будем делать.
– Гимназия – ровесница Краснодарского края, и, несмотря на возраст, она достаточно активно развивается. Какие планы на ближайшее будущее?
– Мы начинаем реализовывать совместный проект с Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации, чей филиал находится в Сочи. Суть проекта в следующем. В этом году на предшкольную подготовку мы набрали 15 детей, которые занимаются по программе русской классической школы. В следующем году они и другие дети, чьи родители изъявят желание, пойдут в первый класс, который будет заниматься именно по этой программе.
Суть в том, что содержание программы, педагоги, методическое сопровождение будет нашим, а материально-техническую базу нам предоставляет университет. Этот первый класс территориально будет располагаться в университете. У этих детей будет полный рабочий день (с 8:30 до 18 часов), четырехразовое питание. Данная программа предполагает совершенно другой подход к преподаванию русского языка и математики, очень насыщенную вторую половину дня, когда у детей будет возможность и отдохнуть, и выполнять какую-то творческую работу. Задача родителей, которые будут вечером забирать ребенка из школы, будет заключаться не в том, чтобы делать с ним уроки, а в том, чтобы разговаривать и читать.
Программа предполагает разделение мальчиков и девочек по классам, но не потому, что мы будем растить дам и кавалеров, а потому, что психофизиологические особенности детей в начальной школе отличаются.
На данный момент идет ремонт классов, зимой будет закуплена мебель, а мы за это время с учителями должны съездить на курсы в Москву, Екатеринбург, где эти школы активно развиваются; набраться опыта преподавания на предшкольной подготовке.
– Кто выступил с подобной идеей?
– Это идея партнеров, которая нас очень заинтересовала. Мы четко понимаем, что разным детям нужны разные программы. В гимназии был период, когда мы реализовывали три программы в начальной школе одновременно. Этим процессом было очень сложно управлять, но с точки зрения детей это правильно, потому что есть ребенок, которому нужен год, чтобы подойти к математике и потом двигаться дальше, а есть такие, которые готовы заниматься сложной математикой сразу. И подход к ним тоже должен отличаться.
Для нас этот проект – возможность индивидуализации процесса, о которой все говорят, но не все понимают, как это правильно сделать. И это шаг в данном направлении.
– Еще несколько лет назад планировалось строительство пристройки для начальной школы на территории гимназии. Планы изменились?
– Строительство модуля на 7 учебных кабинетов позволило бы решить вопрос второй смены. Но с учетом того, что в городе сложная ситуация с местами в школах, было принято решение возведение пристроек в нашей гимназии и в школе №10 несколько отодвинуть, а начать строительство там, где ситуация критическая: в лицее №23 и школе №14.
Но это вовсе не говорит о том, что мы отказываемся от этого проекта, потому что статистика свидетельствует: пик увеличения количества детей в школах придется через 3–5 лет и нам в любом случае каким-то образом необходимо к этому готовиться. Полностью перейдя на вторую смену, мы будем ущемлять права на образование детей, обучающихся в первую смену по ФГОС, поскольку тогда из школы мы уберем внеурочную деятельность, дополнительное образование, платное дополнительное образование и услуги. Мы из школ уберем все то, что на самом деле составляет существенную часть образовательного процесса, и будем уходить просто в урокодательство по учебному плану. Но все давно понимают, что это очень урезанный вариант образования, потому что то, что ребенок делает во вторую половину дня, не менее важно, чем то, что он делает с утра на уроках. Допобразование – это образование, которое ребенок получает добровольно, и в последствии оно может стать основным. По возможности мы будем продвигать вопрос строительства этого модуля для того, чтобы, несмотря на приток детей, удержаться в одной смене.
– При входе на территорию школы обратила внимание, что организована работа контрольно-пропускного пункта, установлен турникет. Чем это обусловлено?
– Суть проблемы в том, что у нас общий вход со спортивной школой №1, а она по численности детей сопоставима с нашей. Со всего города на тренировки приходят дети, стадион арендуют взрослые.
С 1 октября спортивная школа №1 открывает свой вход со стороны улицы Конституции, и у нас появилась возможность упорядочить нахождение посторонних людей на территории гимназии.
Второй, но не менее важный момент, мы хотим дать родителям возможность четко понимать, где в данный момент находится их ребенок. Для этого каждый ученик будет попадать в стены гимназии по индивидуальным магнитным карточкам. Они у детей уже есть – это карточки для питания. Теперь к ним будет привязана информация о входе и выходе из школы.
На внебюджетные средства был построен КПП, в котором сделан некий реверанс в сторону посетителей школы, родителей. Мы же не поставили будку для охранника, а сделали все цивилизованно: комнатка с крышей, где можно присесть в ожидании ребенка, зарядить свой телефон, увидеть на мониторах, что сейчас происходит в холлах школы, попить воды, спрятаться от дождя. И это первая точка доступа в школу, где осуществляется контроль. А в каждом холле гимназии будут установлены еще несколько турникетов, и в здание дети будут входить по карточкам.
Обслуживание системы стоит 100 рублей в месяц. Родители будут получать бесплатные сообщения на WhatsApp или электронную почту с информацией о том, вошел или вышел их ребенок из гимназии. Если удобнее получать оповещения в смс-режиме, то это будет стоит 50 рублей в месяц, т.к. у мобильных операторов установлена фиксированная стоимость сообщений.
Конечно, есть родители, которые скажут, что им это не интересно. Платить никто не обязывает, но с карточкой ходить ребенок должен, т.к. доступ в школу по одному принципу для всех. Но в этом случае всю информацию, статистику о посещении ученика будет получать школа.
Гости школы на КПП будут получать магнитную карту, по которой смогут попасть в гимназию, а на выходе ее сдавать. Таким образом, на территории школы не будет посторонних людей. Обеспечение безопасности считаем для себя вопросом приоритетным.
Беседовала
Елена НОВИКОВА.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Бывший кинотеатр "Стерео"

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи


Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.