Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Октябрь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 3 5 6 7
8 10 12 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

РОДНОЙ МАРШРУТ

РОДНОЙ МАРШРУТ
Суббота, 11 Август, 2018 - 08:40

Даже самые ярые почитатели личного авто порой вынуждены пользоваться общественным транспортом. А в курортном городе, где на одного местного жителя приходится в среднем три туриста, важность городских автобусов и вовсе трудно переоценить. Зачастую водители транспортных средств "подрабатывают" еще и экскурсоводами, рассказывая приезжим о достопримечательностях курорта и ориентируя их на местности.
Уже в следующем году муниципальную маршрутную сеть Сочи ожидают глобальные изменения. Пока же ежедневно на линию по 145 городским маршрутам выходят 850 автобусов. 250 из которых находятся на балансе МУП "Сочиавтотранс", являющегося на сегодняшний момент самым крупным из семи, обслуживающих маршрутную сеть города, перевозчиков.
"Движение – это жизнь!" – уверен водитель автобуса №1, следующего по маршруту улица Новая Заря – улица Яна Фабрициуса, Сафер Абдулович Хваржев. А потому вот уже 54 года он сидит за рулем городского автобуса. Много воды утекло за это время, многое изменилось в дорожном и машинном строительстве, но любовь к выбранной профессии у водителя с более чем полувековым стажем осталась неизменной.
В народе говорят: не место красит человека, а человек место. В случае с Сафером Абдуловичем это правило работает на 100%. Кажется, что даже автобус, которым управляет этот седовласый мужчина, движется быстрее, а любой затор рассасывается, словно по мановению волшебной палочки. В первых числах августа Сафер Абдулович отметил свой 71 день рождения, но признается, что о пенсии и не думает. Крутить баранку водитель намерен, пока позволит здоровье.
Трудовую деятельность Сафер Абдулович начинал в далеком 1964 году. Его, уроженца аула Малый Кичмай, отправили поднимать целину в зерносовхоз "Армавирский" Кургальджинского района Целиноградской области (ныне это Акмолинская область Республики Казахстан. – прим. ред.).
– Начинал я комбайнером, потом был водителем трактора. У меня, кстати, был первый в Советском Союзе трактор с кондиционером, – рассказывает Сафер Абдулович. – В 1967 году я сел за руль автобуса и с тех пор работаю исключительно на автобусном направлении в родном Сочи. Я люблю общаться с людьми, люблю делать добро. Потому что считаю, что все в этой жизни возвращается по принципу бумеранга. Улыбнешься ты – обязательно улыбнутся тебе. Помню, зимой в 1980-х годах стояла жуткая погода: снег, пурга, а меня попросили привезти туристов из аэропорта в Адлере. Приехал. Их там человек 80. Все замерзшие, уставшие. Всех забрал, довез до "Жемчужины". Года два потом руководству письма с благодарностями приходили. А я ведь просто свою повседневную работу выполнял.
Сафер Абдулович признается, что маршрутную сеть Сочи знает как свои пять пальцев, и, если закрыть глаза, мозг практически поминутно повторит все изгибы сочинского рельефа, делая остановки в нужных местах. Более того, он даже помнит лица пассажиров, а с некоторыми и вовсе общается как со старыми приятелями. Ведь на "единичке" водитель трудится уже много лет.
Первый рейс Сафера Абдуловича начинается в 7 часов 48 минут с Яна Фабрициуса. Последний – в 11 вечера. За смену водитель в общей сложности проезжает 221 километр и перевозит свыше 1000 пассажиров.
– У каждого времени свои пассажиры, – рассказывает водитель. – Утром, особенно в учебный год, много школьников. Только общеобразовательных школ по маршруту 6, а еще есть музыкальная на Курортном проспекте, дома творчества, детские сады. После обеда и в выходные дни много людей пенсионного возраста. Бабушки едут на ярмарку. Молодежь катается чаще всего после 9 вечера. Много туристов. Как отмечает Сафер Абдулович, пассажиры времен Советского Союза были отзывчивее. Если в салон заходил пожилой человек или женщина с ребенком, сразу место уступали, сегодня это большая редкость. Бывают между пассажирами и конфликтные ситуации, но я стараюсь переводить все в шутку и гасить эмоциональное пламя еще на стадии огонька.
Много забавных историй и с "потеряшками". Так, женщина забыла в автобусе сумку с крупной суммой денег: ехала машину покупать. Хорошо, что рейс оказался последним, и других пассажиров не было. А приезжий из Еревана потерял фамильную драгоценность: золотой крест ручной работы. Сафер Абдулович разместил в салоне автобуса объявление и искал хозяина редкой вещицы по особым приметам. В итоге ювелирное изделие вернулось к своему владельцу почти через четыре месяца!
За годы своей трудовой деятельности Сафер Абдулович работал на многих городских маршрутах. Долгое время был бригадиром на одном из крупнейших транспортных предприятий курорта ПАТП № 3, базировавшемся в микрорайоне Макаренко.
– Только автобусов у нас было 650 единиц, – вспоминает водитель. – Обслуживали весь Большой Сочи и частично Горячеключевское направление. Работали на Икарусах, в том числе и на городских "гармошках", и на автобусах с прицепом для багажа. Летом все кипело: в салоне духота, в кабине водителя не лучше. Сейчас условия работы очень комфортные: кондиционеры, автоматическая коробка передач. Да и благодаря новой дорожной инфраструктуре улицы значительно разгрузились. На моем маршруте пробок практически не бывает, разве что на Донской в утренние часы встречаются заминки, ну и, конечно, если авария впереди: личных-то машин у населения прибавилось.
Трудовой путь героя моего репортажа отмечен множеством благодарностей и наград. Так, в далеком 1974 году Сафер Абдулович занял первое место в конкурсе "За безопасность движения", а в 1975 ему было присвоено звание – "Ударник коммунистического труда". Неоднократно его признавали лучшим водителем предприятия. В 1999 году Сафер Абдулович был награжден нагрудным знаком "Почетный автотранспортник", а в 2017 году почетной грамотой главы города Сочи в честь профессионального праздника.
Коллеги отзываются о нем как об отличном работнике и верном товарище. Друзья и близкие знают его как примерного семьянина. Через два года Сафер Абдулович вместе со своей супругой Марьям Азметовной отметят золотую свадьбу, у него взрослые сын и дочь, подрастают внуки. В молодости, признается мой собеседник, увлекался вольной борьбой, сейчас в силу возраста из хобби остались только охота и рыбалка, ну и, конечно, подворье. Оно у сельских жителей тоже немало времени и сил забирает.
– Но для меня все это в радость, – улыбается Сафер Абдулович. – Пока человек двигается, он живет. Я не люблю на месте сидеть, может, поэтому и профессию такую выбрал, и ни разу в жизни не пожалел. Впрочем, перерыв закончился, извините, мне пора. Пассажиры ждут.
В 2019 году маршрутную сеть курорта ожидают серьезные изменения. Коснутся они и "единицы". Как сообщили корреспонденту "НС" в Департаменте транспорта и дорожного хозяйства мэрии курорта, в новом году будут отменены маршруты №№1, 17 и 47. Вместо них появятся совершенно новые №1 и №11, которые будут курсировать по Курортному проспекту, улице Виноградной, улице Донской, улице Транспортной и улице Яна Фабрициуса. №1 будет ходить с Донской в сторону Краснодарского кольца, а №11 будет идти ему навстречу, начиная двигаться с Донской в сторону улицы Виноградной. Таким образом получится своеобразная "восьмерка". Обслуживать эти маршруты будут автобусы большой вместимости, а интервал движения составит менее 5 минут. Сама же маршрутная сеть города Сочи сократится с нынешних 145 муниципальных маршрутов регулярных перевозок до 110. Произойдет это, отмечают в мэрии, из-за сокращения дублирующих направлений.
Глядя на Сафера Абдуловича Хваржева, уверенно шагающего к своему рабочему месту, вспоминая его приветливую улыбку, невольно ловишь себя на мысли, что, если бы все водители общественного транспорта хотя бы на 60% были такими, может, и пассажиры бы подобрели и вместо виртуального общения в соцсетях научились общаться с теми, кто рядом.

Елена ЕРМАКОВА.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Сочи апрель

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи
http://247games.go2post.net/ поиск рабочее зеркало вулкан 24.

Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.