Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Сентябрь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          2
3 7 9
10 12 14 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

АДЫГСКАЯ ДУША ВЯТСКОЙ ГАРМОНИ

АДЫГСКАЯ ДУША ВЯТСКОЙ ГАРМОНИ
Вторник, 21 Август, 2018 - 08:14

Удивительная история появления русской гармошки на Кавказе – как символ взаимопроникновения и обогащения культур народов нашей многоэтничной страны

НарЯду с ярко "окрашенными" национальными брендами, по названию которых можно вполне безошибочно определить их историческую принадлежность тому или иному народу, скажем, – русские пельмени, украинский борщ, адыгейский сыр, армянский лаваш, французский багет, японские суши, итальянская пицца, китайский чай и другими, есть примеры, когда сделать это сразу весьма непросто. Одежда, предметы быта и домашнего обихода, духовные ценности, ритуалы, те или иные традиции, языковой лексикон – мир стал настолько открытым, а культурное пространство – предельно обширным, без государственных и административных границ, что порой, несмотря на название, трудно докопаться до исконного происхождения тех или иных вещей и явлений, ставших для нас давно привычными. Не являются исключением и музыкальные инструменты – все перемешалось настолько, что разобраться в этом многообразии под силу разве что специалистам. Одно из ярких свидетельств – гармонь. Только русских разновидностей гармони – многие десятки, а уж ее "потомков", распространившихся по нашей стране и зарубежью, вряд ли кто-то считал. Вот только один удивительный факт. Несколько десятилетий, уже более века, коренные жители Причерноморья – адыги-шапсуги, влюбленные в музыку на генетическом уровне, считают гармошку своей, родной, называют адыгской. Ни одно мало-мальски важное событие в жизни – свадьба, день рождения, встреча друзей, гостей, проводы в армию или молодежное танцевальное джэгу не обходится без этого мелодичного инструмента, хотя немногие, к сожалению, знают, что корни нынешней адыгской гармони находятся… в древнем русском городе Вятка, знаменитом своими мастерами.
– Адыги давно играют на вятских гармониках. Что, казалось бы, здесь удивительного? Вятские гармошки известны по всей России, однажды слава о местных умельцах дошла до Кавказских гор и вот уже потянулись ходоки в край вятских промыслов, стали увозить в свои аулы новые, пахнущие древесиной и клеем инструменты, – рассказывает известный искусствовед из Майкопа Алла Соколова, многие годы профессионально изучающая музыкальную культуру адыгов. – В каждом селении обязательно живут по нескольку музыкантов. Одни – не выступают публично, другие – играют только в своих молодежных компаниях, но есть, безусловно, и общепризнанные мастера. Их уважают, ими гордятся, приглашают на свадьбы, без их участия не проходит ни одно торжество в ауле или городе. И многие из этих виртуозов играют только на гармониках, изготовленных русскими мастерами Столбовыми – уроженцами деревни Столбовы Вятской губернии.
По словам Аллы Соколовой, в последние годы XIX века каким-то неизвестным путем, скорее всего, через купцов-перекупщиков, гармоника, сделанная руками основателя династии Федора Ильича Столбова, попала сначала на территорию современной Адыгеи, а затем – и на Черноморское побережье, к шапсугам. Новинка настолько понравилась местным музыкантам, что уже через несколько лет адыги сами стали ездить в Вятку. И не просто так: у них были свои предложения и пожелания по усовершенствованию инструмента.
– Им, например, хотелось, чтобы гармоника была легче: адыги играют на свадьбах по 3-4 часа подряд, а иногда и больше, причем делают это традиционно стоя, – разве в подобных условиях удержишь в руках тяжелый инструмент! – подчеркивает искусствовед. – И если на тальянках, скажем, было двенадцать клавиш, то адыгским музыкантам хотелось иметь все шестнадцать. В этом случае их музыка звучала полнее и ярче. Регистры адыгам были не нужны, но регистровые кнопочки нравились – они украшали гармонику. Так постепенно на основе русской и сформировался привычный тип современной адыгской национальной гармошки, которую в народе стали называть пщынэ.
Дело Федора Ильича Столбова со временем продолжали его сыновья Василий, Иван, Александр и Михаил, ставшие искусными мастерами. Гармоники с клеймом "Столбов и сыновья", отмечает Алла Соколова, считались инструментами высшего качества, были штучным товаром, поэтому "уходили" буквально нарасхват. Инструменты переправлялись и по почте, и с посыльными. Сам Иван Федорович не раз лично возил свои произведения, сделанные по специальному заказу, на Кавказ, в частности, в город Сочи и Туапсинский район, где у него было немало знакомых музыкантов.
– Но чаще адыги сами ездили в далекую Вятку, – говорит Алла Соколова. – И внушительное расстояние их нисколько не пугало: ради, как сказали бы сейчас, эксклюзивного пщынэ, а одна гармошка действительно не похожа на другую, особенно своим "голосом", они готовы были ехать даже на край света.
Столбовские инструменты, имевшие настоящую адыгскую душу, давно стали историческими раритетами – их, к сожалению, больше не делает никто: Иван Федорович, последний из знаменитой династии, умер в феврале 2011 года в возрасте 92-х лет. Есть, конечно, последователи Столбовых, другие специалисты, занимающиеся изготовлением гармошек, но так называемые новоделы или копии под старину, естественно, значительно уступают тем, что в свое время создавали прославленный мастер и его сыновья.
Крайне редки эти инструменты в Причерноморской Шапсугии. Ныне им – в прямом и переносном смысле – просто цены нет. Истинные знатоки легко узнают столбовские гармошки даже с закрытыми глазами – по звуку, знают наперечет всех счастливых обладателей уникальных гармошек, которые и сегодня иногда можно услышать на адыгских свадьбах или в узком кругу друзей. Подержать в руках эти удивительные инструменты многие, особенно, молодые музыканты считают огромной удачей, а уж что-нибудь исполнить на них – и вовсе большой честью для себя.
Играть на гармони у шапсугов всегда считалось особенно почетным делом. Искусство это весьма сложное, что называется, не для каждого. Сейчас ему обучают в музыкальных школах и училищах, но раньше осваивали сугубо самостоятельно: перенимали опыт у старших, воспроизводили мелодии по старым виниловым пластинкам и магнитофонным записям, заучивая буквально на слух, поэтому стать настоящими, уважаемыми в народе мастерами со своим самобытным стилем удавалось лишь единицам. В свое время самородки были в каждом ауле, к счастью, традиции живы: и сейчас у нас есть немало талантливых ребят – победителей и лауреатов престижных международных конкурсов, крупных всероссийских и региональных фестивалей, но все же главным показателем популярности настоящего гармониста, как и прежде, остаются искренняя любовь и широкое признание среди земляков.
Анзор НИБО.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Дендрарий. Центральный вход.

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи


Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.