– Какие возможности сейчас есть у сочинцев для того, чтобы открыть собственное дело?
– Нисколько не преувеличивая, могу твердо сказать, что Россия сейчас одна из лучших стран по предпринимательскому климату, кто бы что ни говорил. Возьмем налоги. Если сравнивать с другими государствами, то у нас они одни из самых низких. А самозанятое население. Где еще такая категория в мире есть? А индивидуальные предприниматели с налогом 6% от оборота или 15% доход минус расход? Поговорите с любым европейским бизнесменом, и он скажет, что такие условия просто фантастические. А они у нас есть и действуют.
Да и введенные против нашей страны западные санкции тоже дают преференции. Они в прямом смысле освобождают рынок для наших, российских предпринимателей. Нужно только воспользоваться моментом. Возьмем, например, клубнику. Раньше в это время на рынке мы видели преимущественно турецкую ягоду. Теперь много кубанской. Конечно, сейчас через перевал цены на перевозки увеличились, поэтому нужно выращивать необходимые фрукты, овощи здесь, на месте, и выходить на рынок без транспортной составляющей в расходах.
Мне могут возразить, что в последние годы активно велось строительство как многоэтажных, так и индивидуальных домов. Цена на земельные участки подскочила, и теперь даже если захотеть, то очень дорого получится купить землю под овощеводство или выращивание ягод. Это действительно так, но только, если речь идет о береговой линии. Чуть дальше или выше вполне можно найти участок по приемлемой цене и заниматься сельским хозяйством.
Конечно, для регулярного сбыта обязательно нужно выдерживать сроки поставок и нужные объемы. И тогда рестораны в Сочи или гостиницы будут отдавать предпочтение местным производителем, поставляющим самое свежее мясо, зелень, овощи.
– А если нет возможности обеспечить для гостиничного и ресторанного бизнеса нужный объем, тогда что делать?
– И в этом случае есть выход. Производи, сколько сможешь и когда сможешь, и выходи на рынок. Тем более мэрия Сочи сейчас целенаправленно обеспечивает местами на муниципальных рынках именно местных производителей. Нужно только вырастить, доставить на место и продать. Разумеется, выдержав цену ниже, чем у конкурентов, приехавших с Кубани. А об этом мы уже говорили. Транспортные расходы на доставку грузов через перевал как раз и дают те самые преимущества.
Можно заниматься чем угодно. Главное, чтобы свое дело, пусть даже очень небольшое, давало возможность зарабатывать столько, чтобы можно было достойно содержать семью и развиваться. Так живет в мире очень много людей. Делают что-то руками. Продают и очень этим гордятся. У нас такие предприниматели тоже начинают появляться.
– А чем может тогда власть помочь, чтобы таких хозяйств появлялось больше?
– Предприниматель, тот, кто решил заняться небольшим делом, сам должен понять, что ему нужно. Причем обязательно необходимо самому во всем разбираться: реклама, налоги и прочее. За него это никто не сделает. И вот уже когда появилась продукция, вот тогда власть может помочь с реализацией. Собрать, допустим, представителей ресторанов, гостиничного бизнеса и сельхозпроизводителей. Там они уже сами договорятся. Здесь вмешиваться власти точно не нужно. Разве что помочь с местом на рынке. И, кстати, контролировать, чтобы под этой вывеской не появились вездесущие перекупщики, которые очень любят осваивать такие территории. Но здесь, насколько мне известно, мэрия старается это все контролировать. Места на ярмарках выходного дня для местных производителей обеспечиваются на вполне приемлемых условиях.
– Какие еще направления деятельности на курорте могут быть перспективными?
– В Сочи непросто пока заниматься производством товаров. Любой цех, выпускающий, например, строительные материалы, сразу столкнется с высокими затратами на аренду помещений, коммунальные услуги и заработную плату. У нас практически отсутствуют промышленные площадки. А если такие и были, то уже давно попали под жилые застройки. Да и рынок сбыта все-таки ограничен количеством населения и удаленностью от краевого центра. Так что если что-то и можно развивать, так это ремесленные производства. То, что сейчас становится весьма востребованным.
Например, можно делать дизайнерские стулья, столы, предметы интерьера. Рестораны, гостиницы, пансионаты, вполне могут приобретать такие изделия, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Можно делать и сувениры, так охотно покупаемые туристами. Главное, чтобы продукция была качественной и со вкусом. Кстати, тогда тоже встанет вопрос сбыта. А здесь уже мы, Центр предпринимательства и карьеры ЦИТРУС, можем помочь, провести обучающие семинары. Или организовать такие встречи с нужными специалистами. Для этого мэрия Сочи нам специально предоставила помещения.
– Предположим, кто-то решился и захотел стать бизнесменом. С чего нужно начать?
– Для начала нужно сделать так, чтобы в круг общения человека попали действующие предприниматели. Это обстоятельство сразу же начнет формировать необходимое мышление. И второе – начать обучаться бизнесу, получить определенные знания. У нас в Центре мы готовы помочь в этом каждому. Даем, причем совершенно бесплатно, бухгалтерские, финансовые и юридические консультации. И делают у нас это на регулярной основе самые высококлассные специалисты. Проводим встречи, где состоявшиеся бизнесмены делятся опытом, что-то могут просто подсказать.
Так же два раза в год организуются бизнес-инкубаторы. Это когда формируются группы из тех, кто хочет начать дело, и действующих предпринимателей, а к ним прикрепляются наставники. На группу 10-12 человек – два наставника. Это люди, которые уже стали успешными предпринимателями, которые давно открыли свои цеха, производства, магазины, офисы, и теперь в состоянии передавать накопленный практический опыт. Я считаю это самым эффективным инструментом для развития и роста начинающего бизнесмена.
– Какие вопросы еще необходимо решить бизнесу в Сочи?
– У нас в городе официально проживают чуть более 500 тысяч человек, а по ощущениям уже около миллиона жителей. Очень много людей, кто может работать удаленно. Речь идет, в первую очередь, о разработчиках компьютерных программ, так называемых IT-специалистах, предпринимателях с онлайн-бизнесом, тех же блоггерах. Они зарегистрированы в других городах, там же и платят налоги. А пользуются инфраструктурой, школами, детскими садами, поликлиниками в Сочи. И мы теперь думаем, как изменить ситуацию. Как сделать так, чтобы они стали регистрировать у нас в городе свой бизнес. Такое возможно. Но для этого нужно сделать Сочи привлекательным для них. Для начала необходимо максимально упростить регистрацию бизнеса. Предоставлять на первые два-три года налоговые льготы. Подумать и о других преференциях. Мы сейчас все эти моменты как раз обсуждаем с представителями мэрии. Думаю, в итоге найдем оптимальные решения. И я просто уверен, наш город станет со временем одним из самых желанных в стране для ведения бизнеса.

А. ШЕСТАКОВ.