– В чем уникальность Центрального рынка Адлера?
– Уже многие десятилетия этот рынок является тем местом, куда приходят за покупками и сочинцы, и гости города. Как и положено южному базару, он находится в центральном месте, и давно стал достопримечательностью. Сюда, как и раньше, приходят не только, чтобы купить-продать, но и поделиться новостями, встретить знакомых. Ведь люди здесь работают из поколения в поколение. Поэтому продавцы и покупатели хорошо друг друга знают. Одним словом, сохраняется специфический рыночный колорит. А отдыхающие, которые не первый год приезжают на курорт, тоже становятся здесь постоянными и желанными клиентами.
– Поделитесь секретом, чем вы привлекаете покупателя?
– Чтобы сделать рынок более привлекательным для покупателя, совместно с городскими властями приняли решение ни в коем случае не менять архитектурный облик рынка, не закатывать его в стекло и бетон. Сохранили ажурные навесы, как и другой рыночный антураж. Подняли на должный уровень работу санслужбы. Все пробы продуктов сдаются в 7 часов утра, проходит их проверка, и только после этого разрешается приступать к работе. Большое внимание уделили благоустройству пространства. Сделали рынок не только местом торговли, но и своеобразной достопримечательностью. Установили большие рыночные весы, на которых можно взвеситься, организовали фотозону.
На рынке обеспечена чистота, которая постоянно поддерживается, а все продукты разложены аккуратно и красиво. Обязательно соблюдается товарное соседство, постоянно расширяем ассортимент товаров. К тому же, если посетитель проголодался, то у нас можно перекусить по приемлемым ценам. Есть свежие пирожки и пирожные, большой популярностью пользуется хлеб, который тут же и пекут.
Также есть лавки с сочинскими сувенирами, которые изготавливаются, в том числе, и местными умельцами. Сувенирный оборот весьма приличный получается. Ведь все хотят увезти из нашего города что-нибудь такое, что будет потом напоминать о море и приятных днях на курорте. А на вещевом рынке любой отдыхающий сможет приобрести необходимую одежду.
Еще к нам за атмосферой приходят. Представьте себе: раннее утро. Свежий сочинский воздух, который уже напитался запахами выложенных специй, чурчхелы, недавно сорванных с веток и грядок фруктов и овощей. Все ярко и красиво. Люди, особенно отдыхающие, даже просто так приходят сюда, чтобы погрузиться в этот мир, чего мы, собственно, и добивались. Чтобы рынок стал непохожим ни на один другой.
– Какое значение адлерский рынок имеет для экономики Сочи?
– Давайте считать. Рынок у нас не маленький – на 400 торговых мест. Это, как минимум, столько же продавцов. Далее, где-то есть фермер, который что-то выращивает, и ремесленник, который что-то производит для продажи на нашем рынке. Продукцию на рынок нужно привезти, разгрузить товар – это водители, грузчики, обслуживающий персонал, плюс – администрация рынка… Получается, что одно место на рынке позволяет обеспечить работой нескольких человек.
К тому же, наш рынок готов помочь с работой через специально организованные социальные торговые места. Допустим, резко сократились у человека доходы или вовсе потерял работу, но у него есть участок земли с плодовыми деревьями и грядками. Что-то вырастил, пришел, продал на социальных рядах, появились деньги. Так можно прожить, пока другая работа не нашлось. Многие у нас такой возможностью пользуются.
– Откуда поставляются продукты на ваш рынок?
– Наша задача – поддерживать местного товаропроизводителя. Сразу скажу – у нас теперь импорта совсем мало. На продуктовых прилавках половина продуктов от сочинских производителей, другая половина – продукты из кубанских сёл и станиц. У местных фермеров, кстати, после того, как стали расти транспортные расходы за доставку товаров через перевал, появилось преимущество. Производители из Сочи поставляют свежую молочную продукцию, мясо, овощи, фрукты, сушеную хурму, варенье из фейхоа и молодых сосновых шишек, аджику, чай. Специи можно заказывать для блюда, которое вы хотите приготовить, и вам тут же подберут необходимую смесь.
– Цены на продовольствие сейчас растут во всем мире. А в таких условиях у кого будет больше преимуществ – у сетевой торговли или у рынков?
– Конечно, конкурировать с крупными торговыми сетями непросто. Без грамотной организации труда сегодня не обойтись. Хорошо организованные рынки и сетевые магазины – это две стороны одной медали. Сети могут работать с крупными производителями, за счет объемов снижают цены, но при этом качество товаров на рынке всегда будет выше. Что-то человек захочет взять дешевле, а за что-то готов заплатить и более высокую цену. Ну и рынок много предлагает такого, чего нет в магазине. При этом в сезон цена на рынке может быть даже и ниже. Так что должны развиваться оба формата. Люди от этого только выиграют.

А. ШЕСТАКОВ.