На минувшей неделе, днём 22 июля, состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие Тимофей Кустов, заместитель начальника управления культуры администрации города Сочи; Владимир Кузнецов, генеральный директор Сочинского-концертно-филармонического объединения; Константин Иванов, заслуженный артист России, народный артист Республики Марий Эл, солисты Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева.
Вечером в тот же день был дан спектакль "Бахчисарайский фонтан" (на музыку Бориса Асафьева). Литературной его основой послужила одноименная поэма А. С. Пушкина, которую автор написал на основе древней легенды о Бахчисарайском фонтане, иначе называемом "фонтаном слез". Впервые балет был поставлен в 1934 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета (Мариинского театра) Ростиславом Захаровым, и это был первый балетно-драматический спектакль советской эпохи. В постановке Константина Иванова, впервые представленной марийской труппой в сентябре 2020 года в рамках XVIII фестиваля в честь Галины Улановой, черты хореодрамы сведены к минимуму, на сцене властвует классический балет: роскошные декорации и костюмы, множество танцев и великолепные дуэты.
"Лебединое озеро", один из самых знаменитых и любимых зрителем балетов, обошедший все балетные сцены мира, зрители увидели днём позже. Петр Ильич Чайковский писал свое сочинение, вдохновившись древней немецкой легендой о трагической судьбе юной принцессы Одетты и принца Зигфрида, полюбивших друг друга. В этой постановке труппа театра продемонстрировала всю творческую мощь и красоту танца, а художнику Борису Голодницкому удалось создать "крылатое пространство", окутывавшее зрителей и героев белоснежными лебедиными перьями, в финале взмывающими вверх.
Великолепная, искрометная "Золушка" по знаменитой сказке Шарля Перро – это блестящий хореографически, сценографически и сюжетно балет, который артисты из Йошкар-Олы адресовали не только детям, но и взрослым. Успешное сочинение композитора Сергея Прокофьева стало гордостью марийского театра, где воплотилось лучшее, чем театр владеет: предельно четкая графика и блистательное драматургическое решение. В постановке присутствовало множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты.
По достоинству зрители оценили и самый сказочный новогодний балет в истории русской сцены – "Щелкунчик". Красочную постановку о смелости и преодолении "злых чар" силой любви с завораживающей музыкой Петра Чайковского. Впервые поставленный в 1892 году, спектакль не сходит с театральных афиш, ведь на сцене царствует атмосфера сказочности, чудес и волшебства.
Самая знаменитая история любви, величайшая трагедия – "Ромео и Джульетта" – в воплощении марийского балета, без всякого сомнения, останется в сердце каждого зрителя, побывавшего на спектакле. Страстная любовь юноши и девушки разворачивается на фоне непримиримой вражды их семейств. Влюбленные не в силах прожить друг без друга, их смерть становится тяжелым уроком для родных. Константин Иванов вместе с художником Борисом Голодницким создали свою версию постановки, где над всеми героями довлеет неумолимый рок – это позволяет еще больше проникнуть в замысел композитора Сергея Прокофьева, увеличить роль танца и остроту режиссерских находок. В то же время безупречно сохраняется основной мотив – вера в победу правды и добра.
Балетом "Эсмеральда" (на музыку Цезаря Пуни) сегодняшним вечером завершатся гастроли. Мировая его премьера состоялась в 1844 году на сцене Лондонского Королевского театра. Балет "Эсмеральда" в постановке заслуженного артиста России Константина Иванова в марийском театре не похож на одноименные спектакли других трупп, так как сюжет здесь усложнен. Зрители увидят линии персонажей, не представленных в классической версии. Сама история ближе к роману Виктора Гюго. Трагичный финал балетного спектакля не просто покажет историю любви, но поведает притчу о человеке и его страстях. Сложные партии главных героев – особенность этого балета. Эта постановка богата па-де-де, и безупречное исполнение солистов даст ещё одну возможность зрителям в полной мере насладиться высоким искусством артистов балета Республики Марий Эл.
Лариса Остренко.
Фото: Юрий ШЕПТАЕВ.