Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Ноябрь 2017  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 9 10 12
13 14 15 16 17 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

СОВРЕМЕННЫЕ УРОКИ ДРЕВНЕГО РЕМЕСЛА

СОВРЕМЕННЫЕ УРОКИ ДРЕВНЕГО РЕМЕСЛА
Суббота, 23 Август, 2008 - 09:15

Творения рук мастера-гончара Андрея Войцещука приобретают все большую популярность у жителей и гостей Лазаревского района

– Дяденька, а дяденька! Это действительно вы кувшины делаете? – восьмилетний Сережа Князьков из Петрозаводска был явно озадачен. Восторженно глядящий на окружающий мир мальчонка, судя по всему, ожидал увидеть тут совсем другое. Богатое детское воображение рисовало привычную картину из сказки, где каждый предмет, даже самый неприметный на вид, зачастую наделен волшебными свойствами и при необходимости может действовать сам по себе, без участия человека. Вот и получается, наверное, рассуждал он, что все вокруг появляется буквально из ничего, как будто так и должно быть. Словно завороженный, парнишка, крепко сжимавший руку мало что понимавшей младшей сестры, во все глаза осматривал нехитрую обстановку гончарной мастерской. Тут все по-спартански, приземленно: стол, стул, гончарный круг, ведро с глиной – под рукой только самое необходимое, чтобы ничего не отвлекало от таинства постижения древнего ремесла, которое человечество культивировало с незапамятных времен. Под сильнейший "гипноз" работы мастера, умеющего создавать уникальные в своем роде вещи, неизменно попадает каждый – уходить отсюда не хотят даже взрослые, в отличие от детей давно мыслящие прагматически.
Во всем этом действительно есть что-то завораживающее, необычное, сразу захватывающее внимание. Когда в прошлом году Андрей Войцещук впервые открыл свою "Лавку гончара" в ауле Тхагапш, ни о чем серьезном поначалу не помышлял. Летом времени много, рассуждал он, нужно чем-то заниматься, не на пляже ведь с утра до вечера лежать. Идея возрождения старинного народного ремесла возникла сама собой – это как раз то, что близко и понятно ему. Многие годы мастер, в свое время окончивший художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета, руководит студией декоративно-прикладного искусства в Лазаревском центре национальных культур. За это время сотни детей и подростков нашли дорогу к своим истокам, к наследию предков.
– Мы стараемся жить интересно, – рассказывает Андрей. – Занимаемся керамикой, малой пластикой, осваиваем другие виды прикладного искусства. Воспитанники студии активно участвуют в городских и краевых конкурсах, у нас очень много талантливых детей – есть что показать. Но это внешняя сторона, моя же задача – помочь им увидеть все глубинное, непознанное, ведь народные ремесла, пережившие века, вне времени и условностей, они сохранили дух прошедших эпох и исторических событий. Это неисчерпаемый источник информации, огромное поле для деятельности.
В Тхагапше Войцещук чувствует себя комфортно, занимается любимым делом, доставляющим эстетическое удовольствие. Колорит маленького адыгского аула с его неспешной жизнью выгодно подчеркивает красоту и безграничный мир традиционного русского гончарного искусства. Мимо мастерской пройти невозможно, здесь всегда многолюдно. Люди заходят не просто на кувшины поглазеть или редкий сувенир купить, их больше привлекает возможность увидеть, как все это появляется на свет. Особенно счастливы дети.
– Дяденька, а где вы глину берете? А почему кувшины такие твердые? Где же вы их обжигаете? – пришедший в себя и заметно освоившийся Сережа исправно исполняет роль неугомонного "почемучки", которому все нужно знать и обязательно испытать на себе.
Немногословный "дяденька" Андрей всегда терпеливо отвечает на многочисленные вопросы, которые, кажется, любого способны поставить в тупик. Но чтобы все сразу стало понятно, просто садится за гончарный круг и берет в руки кусок глины.
– До недавнего времени я использовал в работе только наш местный материал, но его очень мало, – рассказал мастер. – Теперь приходится специально привозить глину из Северского района – там она очень хорошего качества, а от ее природных свойств многое зависит.
Рабочий процесс, требующий творческого подхода и художественного вкуса, достаточно непрост, львиную долю времени отнимает подготовительный этап. Прежде чем глина станет мягкой и податливой, над ней необходимо серьезно потрудиться – материал почти на сутки замачивается в воде, затем тщательно процеживается через сито, выстаивается, пока не достигнет требуемой кондиции.
В умелых руках гончара сероватый кусок глины медленно превращается в причудливый кувшин: появляются пузатые бока, узкое горлышко. Внешне, кажется, все просто – крути ногами круг, успевая придавать материалу необходимую форму. На самом деле секретов в этом ремесле немало. Чтобы освоить все в полном объеме, жизни не хватит, убежден Андрей. Глина не пластилин, она сложна в обработке, поэтому физических сил отнимает предостаточно – один только гончарный круг килограммов шестьдесят весит, попробуй без привычки и навыка справиться с ним!
– А кожа рук от этой работы не портится? – у женщин, внимательно наблюдающих за таинством творческого процесса, как обычно, свои заботы.
– Наоборот, глина – великолепное косметическое средство, оказывающее расслабляющее действие, – успокаивает встревоженных барышень Войцещук. – Еще в древности ее использовали для ухода за кожей лица и тела – так что рукам от нее только польза.
Придать кувшину привычную форму – лишь часть работы. Самый ответственный момент – обжиг: зазеваешься – передержишь или раньше времени достанешь из печи – начинай все с самого начала: глина, не доведенная до кондиции, хрупка как стекло. Только потом мастер, используя краски, наносит на творение своих рук окончательные штрихи – тут нет предела фантазии.
– Интерес к традиционным народным ремеслам постоянно растет, – с гордостью говорит Андрей Войцещук. – Как бы мы ни стремились к прогрессу, каким бы глобальным законам ни подчинялась наша повседневная жизнь, зов предков все равно берет свое – это чувствует каждый из нас на подсознательном уровне. Зачастую люди приезжают в Тхагапш только ради того, чтобы своими глазами увидеть, как в старину делали посуду русские, адыги, армяне, греки, грузины – здесь можно найти много общих черт и характерных отличий. Для меня важнее наблюдать, насколько все это интересно детям – они всегда очень естественны и чутко реагируют на происходящее. Ради них все это в общем-то и затевалось…
Анзор НИБО.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Волонтеры

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи


Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.