Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Ноябрь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 4
5 6 9 11
12 14 15 16 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

КАК В ДВАДЦАТЫХ ГОДАХ ХХ ВЕКА ЗАКРЫВАЛИ ХРАМЫ

КАК В ДВАДЦАТЫХ ГОДАХ ХХ ВЕКА ЗАКРЫВАЛИ ХРАМЫ
Суббота, 24 Январь, 2009 - 09:03

До революции 1917 года Сочинский округ Черноморской губернии (центр губернии находился в Новороссийске) по площади немного превышал современный Большой Сочи – в него входила часть территории, переданная в 1928-1929гг. Абхазии – Пиленковская волость.
В округе было много храмов. Почти в каждом населённом пункте имелись православные, лютеранские и армяно-григорианские церкви и молитвенные дома, небольшие мечети в мусульманских аулах, а в самом Сочи был еврейский молитвенный дом. Большинство населения округа составляли верующие.
Декретом советской власти от 20 января 1918 года церковь была отделена от государства и школа – от церкви. Религия и церковь объявлялись частным делом граждан. Ещё ранее Декретом о земле у церквей, монастырей, как и у всех частных лиц, были изъяты и национализированы земельные владения.
Советская власть начала преследовать духовенство и насаждать атеизм. Но поначалу вести активную борьбу с церковью мешали гражданская война и разруха.
Однако уже в 1922-1924 годах, после того как власть большевиков укрепилась, а НЭП (новая экономическая политика, проводимая советскими властями в начале двадцатых годов; ее сущность заключалась в частичном разрешении частного предпринимательства, привлечении иностранных инвестиций) позволил покончить с разрухой, началось тотальное наступление на церковь.
В наших краях поначалу оно не было особенно активным. Но в 1924 году закрыли монастырь в Адлерской волости. Постепенно закрывались церкви различных конфессий, велась активная антирелигиозная пропаганда в средствах массовой информации. Верующие не принимались на должности в государственных и общественных организациях, им вообще ограничивался доступ во многие сферы деятельности.
Поскольку религиозные люди всегда отличались высокой работоспособностью, верующие были хорошими хозяевами. А таковые относились к средним и зажиточным слоям населения. Поэтому они облагались повышенными налогами, ущемлялись в правах. Например, священнослужители сочинских православных церквей относились к "нетрудовому населению" и преследовались наряду с бывшими помещиками, капиталистами, царскими офицерами и генералами, высшими государственными служащими. Их доходы считались нетрудовыми, они лишались избирательных прав, подвергались репрессиям.
Особенно активно процесс закрытия церквей начался в Сочинском районе в середине двадцатых годов.
Ещё в 1922 году вышло постановление Черноморского окружного исполнительного комитета от 26 декабря за №224, которым у храмов Сочинского района изымалось всё церковное имущество.
В нём, в частности, говорилось:
"Райисполкомам в трёхнедельный срок выслать в окружной комитет списки имеющихся в районе храмов, молитвенных домов, синагог, мечетей и др.Организации и лица, фактически заведующие храмами, монастырями, в двухнедельный срок для городских и месячный – для внегородских поселений обязаны дать Окружному отделу Управления опись имущества (храмов, молитвенных домов и т.д. – С.А.). Имущество (специально предназначенное для богослужения и обрядовых целей – С.А.) сдаётся по особому договору группе верующих".
По решениям властей при храмах и молитвенных домах создавались церковные общины, составлялись списки верующих (и только за то, что люди попадали в эти списки, многие из них позже подверглись преследованиям), выбирались их руководители, и государство передавало имущество церквей общинам как общественным организациям.
Одновременно церковные общины подписывали договор с органами советской власти, в котором были отражены различные положения их владения имуществом и его использования, действия религиозной общины, вводились обязательные ограничения (например, в договоре несколько пунктов было посвящено тому, чтобы в церквах не произносились проповеди против советской власти, не велась антисоветская пропаганда и т.д.).
Всё имущество церквей, начиная от зданий и заканчивая подсвечниками, описывалось, а описи сдавались властям. В случае пропажи чего-либо общины несли перед властями ответственность. То есть с момента описи всё имущество церквей, в том числе и сами здания, считалось государственной собственностью, и власти лишь разрешали верующим отправлять там свои религиозные обряды.
В Сочинском районе в 1923 году были переписаны все действующие религиозные организации.
На основании сохранившихся архивных документов мы можем представить себе, какие религиозные организации, церкви действовали тогда в наших местах.
В 1923 году в Сочинский район входили три волости: Сочинская, Пиленковская и Адлерская.
В Сочинской волости имелись следующие церкви: собор Михаила Архангела, церковь Святого Николая, еврейский молитвенный дом (всё это в самом Сочи), храм Преображения Господня (Хоста), церковь во имя Святой Богородицы (село Церковное, Лоо), армяно-григорианская церковь (село Беранда) и лютеранский молитвенный дом (Навагинка).
В Адлере действовал православный храм. Сохранились некоторые данные о нём. Здание церкви, построенное в 1898 году, было каменным, имело пристроенную позже кирпично-бетонную колокольню с 7 колоколами. Располагалось на земельном участке в 305 квадратных саженей. Кроме того, в Адлерской волости были церковь во имя Святого Николая Миликийского Чудотворца в селе Ахштырь, церковь во имя Святого Георгия Победоносца в селе Калинине (Первинка), в Молдовке действовал молитвенный дом, был молитвенный дом также в селе Весёлом (деревянное здание, построенное на месте сгоревшего храма Святого Николая). Имелись церкви в сёлах Лесное, Шиловка, Аибга, Высокое, посёлке Красная Поляна, а также армяно-григорианская церковь в селе Нижняя Шиловка.
В Пиленковской волости были церкви в 1-м, 2-м и 4-м кварталах Пиленково, в сёлах Христофорово, Ачмарда, Михельрипш, Шафраново, храм в селе Юревичи. В самом Пиленково значились православный храм, армяно-григорианский храм и иудейский молитвенный дом.
Кроме вышеперечисленных, в документах упоминаются также православный храм Святой Нины в селе Пластунка, два лютеранских храма в районе села Воронцовка, два армяно-григорианских молитвенных дома в районе села Раздольное, нефункционирующий храм в Навагинке.
На протяжении двадцатых и в начале тридцатых годов церкви по разным причинам закрывались. Одновременно власти всячески противодействовали постройке новых храмов, хотя такое строительство предполагалось лишь за счёт личных средств верующих.
Сохранился интересный документ – письмо №9 от 2 сентября 1927 года, в котором комендант сочинской пограничной комендатуры Черпогранотряда ОГПУ СССР сообщал в райком ВКП (б) по поводу некоторых церковных зданий. Как известно, тогда ОГПУ (позже – КГБ) контролировало фактически всю деятельность в стране, и их документы были обязательны для любых районных властей.
О том, как власти боролись с сооружением новых религиозных зданий в районе, ярко говорит письмо секретаря сочинского РК ВКП (б) Зарапова от 9 мая 1927 года, которое отмечено грифом "Совершенно секретно" и направлено в существовавшую тогда фракцию РИК, в которую входили депутаты исполкома – коммунисты. Приведём текст этого письма.
"По имеющимся в райкоме сведениям, верующее население с.Беранда приступает к постройке новой церкви, для чего уже собрана часть денег. Сооружение новых храмов допускается лишь с соблюдением общеустановленных правил (далее приводится целый ряд государственных ограничений, запрещающих строительство новых церковных зданий – С.А.).
По имеющимся сведениям, таких формальностей группа верующих не выполнила, поэтому необходимо группу верующих села Беранда предупредить о незаконности предпринятой ими постройки новой церкви.
Постройка всевозможных храмов в нашем районе является нежелательной, поэтому необходимо парализовать деятельность по укреплению религиозности в районе.
О принятых мерах сообщите".
Приведём ещё одно постановление заседания фракции сочинского райисполкома за этот же год, касающееся выселения монахов из района Красной Поляны.
"Слушали: Протокол Красно-Полянского сельсовета и выселении монахов из Красно-Полянского района.
Постановили:
Считать необходимым выселение монахов из Сочинского района, поручить адмотделу и райзу (районному земельному управлению – С.А.) собрать материалы по данному вопросу и представить к следующему заседанию президиума".
В этот же день было вынесено решение исполкома о закрытии часовни Николаевской общины православных верующих, которая располагалась на сочинском базаре.
К середине тридцатых годов практически все церкви в Сочинском районе были закрыты.
С.АРТЮХОВ, историк.


Случайное фото
Концертный зал "Фестивальный"

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи

Да не вопрос, выбирайте банки с лучшими условиями, отправляйте заявку на кредит.. Это просто, быстро и надежно, а определиться в выборе наиболее приемлемого для вас кредитора поможет наш сайт, который содержит самую актуальную и достоверную информацию о субъектах рынка кредитования.

Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.