Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Июнь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 3
4 7 8 10
11 12 13 15 17
18 20 21 22 24
25 26 27 28 29 30  

КРАСКИ СОЧИНСКОГО ФЕВРАЛЯ

КРАСКИ СОЧИНСКОГО ФЕВРАЛЯ
Пятница, 6 Февраль, 2009 - 09:20

В Сочи проходит II зимний международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

Сегодня в Зимнем театре Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" дает благотворительный концерт для детей, в программе которого – "Карнавал животных" Сен-Санса и "Петя и волк" Прокофьева. Солируют пианисты Ксения Башмет и Ростислав Кример. Дирижер – Александр Сладковский, ведущий – музыковед Артем Варгафтик. А до этого в рамках фестиваля, открывшегося 1 февраля, прошло несколько незабываемых концертов. Один из них – "Бенефис альта". Юрий Башмет и камерный ансамбль "Солисты Москвы" исполнили концерты для альта Телемана и Генделя, "Траурную музыку" Хиндемита, концерт для скрипки, альта и виолончели Моцарта (со скрипачкой Сусанной Григорян из Германии и виолончелистом Сергеем Ролдугиным), "Тринадцатый" для альта и струнного оркестра Шостаковича. Кроме того, на бис прозвучало "Адажио", написанное Игорем Райхельсоном и использованное Сергеем Соловьевым в его новом кинофильме "2-АССА-2".

ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ
– Чтобы создать немножко другое настроение, – улыбнувшись, сказал Башмет после исполнения "Адажио", утонувшего в аплодисментах, – у меня для вас две новости: будет еще один, последний, бис, и он короткий. Это полька к спектаклю Театра на Таганке, сочиненная Альфредом Шнитке. Это спектакль по мотивам Гоголя…
Исполнение "Ревизской сказки" Шнитке – заключительный аккорд второго дня музыкального фестиваля в Зимнем театре. Однако еще одной фестивальной площадкой стал Зал органной и камерной музыки, где в исполнении народного артиста России Александра Князева звучали хоральные прелюдии и фантазии, соната и фуга Баха. Недавно в качестве виолончелиста он играл с Сочинским симфоническим оркестром концерт Гайдна, на этот раз вместе с пианистом Игорем Райхельсоном, специально приехавшим из США, – сонату для виолончели и фортепиано Франка, а также сонату для виолончели и фортепиано самого Райхельсона.
– Мне приятно познакомиться с вашим органом, – говорит музыкант. – "Ныне отпущайше"! Ведь я знаком уже практически со всеми органами России! Более того, моя органная карьера как-то сама собой развивается в Европе… Иоганн Себастьян Бах всегда был моим любимым композитором. Но для виолончели он написал 6 сюит и 3 сонаты, а для органа – 9 томов сочинений! Вот поэтому я и получил диплом органиста.
В третий фестивальный день – в день рождения Феликса Мендельсона, отмечающего в этом году свой 200-летний юбилей, – на сцене Зимнего прозвучал концерт для скрипки и фортепиано великого немецкого композитора в исполнении Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" под управлением известного болгарского дирижера Эмила Табакова. Солировали молодые и известные музыканты – скрипачка Алена Баева и пианист Вадим Холоденко. Еще одна сольная партия в программе, включавшей также сюиты из балетов "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и вариацию на тему рококо Чайковского, отводилась талантливому виолончелисту Александру Бузлову. На бис прозвучало еще одно сочинение русского классика – "Испанский танец".
"Терем-квартет" и скрипач Граф Муржа с программой "Скрипач не нужен" на сцене Зимнего выступили в четвертый день фестиваля. А в пятый в Органном зале Алена Баева, Александр Бузлов с кларнетистом Филиппом Мархвинским и пианистом Ростиславом Кримером в рамках концерта участников проекта "Поколение" подарили поклонникам классической музыки еще одну редкую возможность насладиться произведениями Петра Ильича: "Думкой" и "Осенней песней" для фортепиано, "Октябрем" из цикла "Времена года", ноктюрном и пеццо каприччиозо, мелодией для скрипки и фортепиано, вальсом-скерцо для скрипки и фортепиано, анданте кантабиле для кларнета и фортепиано, трио ля минор ("Памяти великого артиста"). Завершается зимний фестиваль в Зимнем в субботу. "Новой Россией" под управлением Валерия Гергиева будет исполнен концерт для альта Шнитке (солист – Юрий Башмет) и симфония №5 Чайковского.
ИЗ ПЕРВЫХ рук
– Юрий Абрамович, когда, по-вашему, сочинский фестиваль получит мировое признание?
– Мы уверенно идем в этом направлении. Разумеется, это произойдет тогда, когда сюда активнее будут приезжать мои зарубежные коллеги. Сейчас у нас выступает, например, Эмил Табаков из Болгарии… Пройдет немного времени (два-три года максимум), и о сочинском зимнем фестивале классической музыки узнают все. Это вопрос не прессы – менталитета и привычки. А когда выйдем из кризиса, еще больше будем приглашать дорогостоящих исполнителей и коллективы… Между прочим, сейчас заполучить куда-нибудь меня или Валеру Гергиева практически невозможно. Наши планы расписаны на несколько лет вперед. И все-таки мы – в столице Белой олимпиады. Прибавьте к этому общее доброжелательное отношение к нам, формирующее отношение к нашему фестивалю, что очень важно!
– В этом году, помимо участия в турнире по керлингу, вам предстоит встать на лыжи. Делаете это с желанием?
– Я все делаю только с желанием. И уже порепетировал катание на лыжах в Австрии. Но, думаю, лучше всего запланировать более близкое знакомство с этим зимним видом спорта после всех концертов. Слишком он травмоопасен!
– Как относитесь к тому, что пишут и говорят о сочинском фестивале и ваших выступлениях?
– Внимательно! А некоторые мои московские знакомые, которые невнимательно смотрят телевизор и слушают радио, уже звонили с просьбой оставить билеты. "В самолет или на концерт?" – спрашивал я у них… Говорю же вам: должно пройти немного времени, и тогда в сознании у всех зимний фестиваль будет ассоциироваться только с Сочи, как и "Звезды белых ночей" – с Питером.
Большое дело делает телевидение! Зал Зимнего театра может вместить чуть больше тысячи зрителей, а благодаря трансляции телеканала "Культура" эта аудитория увеличивается в сотни, тысячи раз. Поэтому пренебрегать интересом средств массовой информации нельзя. Даже если они не всегда бывают правы. Помню, одна девочка-комсомолка написала ругательную статью о концерте Ростроповича в Москве (я, кстати, был на этом концерте – великолепный!). А юная критикесса, даже не имеющая, как потом мне стало известно, музыкального образования, пишет, что к Славе охладели на Западе, вот он и приехала на Родину, причем играл, как пятиклассник. Ростропович, конечно, очень расстроился, но потом сказал: "Главное, чтоб писали, а что – не важно!"
– В чем отличие сочинского фестиваля от ему подобных?
– Фестивали и их атмосфера – как отпечатки пальцев! Один хорош тем, что он – на море, другой – в горах, на третьем – огромные гонорары… Московские "Декабрьские вечера" уникальны синтезом искусств: в зале Пушкинского музея под музыку Дебюсси и Равеля зритель видит полотна Мане и других импрессионистов. Сочетать звуки и изображение пытались Скрябин и Филонов…
Сочинский фестиваль – это концентрация классической музыки в определенное время и в определенном месте, а также альтовое направление. Здесь звучит немало произведений, написанных специально для альтиста.
КОРРЕКТИВЫ, ВНОСИМЫЕ ЖИЗНЬЮ
Запланированные благотворительные концерты в Лазаревском и в Адлере по ряду объективных причин, к сожалению, не состоялись. Не состоялся и показательный матч по хоккею с мячом. Под вопросом катание на лыжах в Красной Поляне, назначенное на сегодня, – по нашей информации, Башмет прилетает из Москвы вечерним рейсом. Вчера в Гостином дворе состоялся благотворительный гала-концерт "Подари надежду", инициаторами которого выступили Юрий Абрамович и Чулпан Хаматова. По словам Дмитрия Гринченко, это первое столичное мероприятие такого масштаба, так как в России благотворительная практика находится еще в стадии развития и во многом уступает опыту европейцев и американцев. Помимо Башмета и Хаматовой, "надежду дарили" балерина Ульяна Лопаткина, дирижер Валерий Гергиев, виолончелист Йо Йо Ма, скрипач Вадим Репин, звезда европейских мюзиклов Анна Мария Кауфман, композитор Лотар Хенсель и камерный ансамбль "Солисты Москвы"… Вся прибыль от продажи билетов будет полностью переведена на счет Сочинского дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и с нарушениями психики, который курирует Юрий Абрамович, а также детям, страдающим онкологическими и гематологическими заболеваниями, которых опекает фонд "Подари жизнь" Чулпан.
Между прочим, в Москву маэстро улетал с высокой температурой… А до этого он, превозмогая недуг, дал блистательный концерт в Зимнем. По некоторым данным, великий альтист неважно себя чувствовал уже на турнире по керлингу, который начался с полуторачасовой задержкой. Возможно, дело в акклиматизации, вызванной резким перепадом температур (от московских -15 до сочинских +15), или в банальной простуде. Однако… шоу должно продолжаться!
– Могу сказать, что зимний международный музыкальный фестиваль в Сочи обрел своего слушателя и зрителя, – говорит начальник управления культуры администрации города Рузанна Барсегян. – Большую часть билетов на концерты (70-80%) мы успешно реализуем. Для межсезонья это очень хороший показатель. Люди уже усвоили, что февраль – месяц классической музыки, что надо занимать очередь к кассе Зимнего театра или Органного зала и купить билет.

Когда в последний раз вы посещали
концерт серьезной музыки?

Вопрос дня
Александр БЛИНОВ,
телеведущий ГТРК "Сочи":
– Год назад. Причем был на концерте Башмета. Я тогда брал у Юрия Абрамовича эксклюзивное интервью для нашей итоговой информационной программы. Мы встретились с маэстро в фойе Зала органной и камерной музыки, выставили два кресла на фоне зимнего сада и беседовали о фестивальном движении, об искусстве… Он говорил, что вдали от столиц публика более открытая и спонтанная, а в Москве – несколько избалованная. Даже в те "закрытые времена" – в годы учебы Башмета – в Большом зале консерватории в течение недели можно было ходить на концерты самых великих музыкантов земного шара: Ростроповича, Рихтера, Гилельса, Ойстраха, Когана. В российской глубинке такого никогда не было, и публика "изголодалась", хотя между частями симфонии не аплодировала – знала что к чему. А то, что некоторые люди эмоционально не выдерживают и начинают хлопать после скерцо в Шестой Чайковского, так это во всем мире так, правильное место для разрядки перед дальнейшим "летальным исходом". Кабалевский по этому поводу говорил: "Я радуюсь, это значит, что у меня появился новый слушатель". Судя по нынешним сочинским концертам, у Юрия Абрамовича "новых слушателей" немало!

Галина ВЕЛЕЖЕВА,
водитель из Краснодара:
– Ходила 1 февраля на гала-концерт по случаю открытия фестиваля. Прекраснее музыки я еще не слышала! Пьяно Башмета звучит ярче и выразительнее любого крика. Было абсолютное впечатление полета, парения. Я в восторге от концерта для скрипки и альта Бруха. Алена Баева – большой талант! Рапсодия на тему Паганини пробудила во мне целую гамму чувств. Ощущение было такое, что по сцене летают миллионы стрекоз, сияет солнце, журчат ручьи и даже благоухают розы… "Венгерский танец" Брамса и особенно "Тика", исполненные на бис, – настоящий гимн драйва. Покидая Зимний, я не чувствовала под ногами земли – выросли крылья. Не могу поверить, что эта музыка создается людьми!

Николай ЕГОРОВ,
педагог из Минска:
– В октябре в минском Дворце республики. В Беларуси Юрий Башмет в течение уже трех лет проводит международный фестиваль классической музыки, похожий на сочинский. Наш президент Александр Лукашенко даже наградил Юрия Абрамовича орденом Франциска Скорины "за значительный личный вклад в развитие белорусско-российских культурных связей, пропаганду классического музыкального искусства". А инициатором фестиваля стал лауреат международных конкурсов, выпускник Высшей музыкальной школы Кельна, аспирант Королевской академии музыки в Лондоне, стипендиат специального Фонда президента Республики Беларусь Ростислав Кример, родившийся и выросший в Бресте. Его инициативу поддержали Министерство культуры Республики Беларусь, Минский горисполком и Дворец республики, находящийся в ведении управления делами президента Беларуси. Изначально фестивальная идея состояла в том, что молодые музыканты встречаются с великими. Ассоциация Страдивари привезла в Минск знаменитые скрипки, на которых играли наши молодые исполнители. Для любого из них удача – услышать, как звучат трехсотлетние инструменты, а сыграть на них – счастье!
Фестиваль проходит не только в Минске и других городах нашей страны, но еще в Москве и Бонне. Открытие прошло 7 октября в Минской филармонии, где исполнялось произведение, специально написанное для Белорусского государственного симфонического оркестра. Дирижировал им сам Башмет. На одной сцене выступили фольклорные ансамбли России и Беларуси. Такое совмещение фольклора и классики у нас называют "обретением традиции". В рамках фестиваля Юрий Абрамович устраивал мастер-классы для студентов Белорусской академии музыки, проходило много интересных акций. А в закрытии фестиваля участвовал Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарикина. Это был постановочный проект с "Тенорами ХХI века", солистами Большого театра и театра “Ла Скала” вместе с балетным ансамблем "Русские сезоны". Грандиозное зрелище!
За время существования фестиваль разросся качественно и количественно. Увеличилось число желающих выступить на нем. В 2007 году у нас играл знаменитый скрипач Гидон Кремер с "Кремератой Балтика" и симфонический оркестр "Новая Россия". В 2008-м как раз на сцене Дворца республики произошло еще одно "смешение жанров" – камерный ансамбль "Солисты Москвы" выступил вместе с Игорем Бутманом и группой "Браво", отмечавшей свое двадцатипятилетие…
Ваш зимний фестиваль немножко другой. У него иные краски и ориентиры – олимпийские. Впрочем, так оно и должно быть. У каждого цветка – свой аромат. Этот мне тоже понравился. Последнее, что здесь видел, – совместное выступление "Терем-квартета" и Графа Муржи. Бесподобно!
Егор СМИРНОВ.


Случайное фото
8

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи
http://stroybud.com

Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.