Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Сентябрь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          2
3 7 9
10 12 14 16
17 19 20 21 23
24 25 26 27 28 29 30

ВЛЮБЛЕННЫЕ В НЕБО, ИЛИ ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ АЭРОПОРТА

ВЛЮБЛЕННЫЕ В НЕБО, ИЛИ ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ АЭРОПОРТА
Суббота, 7 Февраль, 2009 - 09:40

Официальным днем рождения гражданского воздушного флота России считается 9 февраля 1923 года, когда Совет труда и обороны СССР принял постановления "Oб организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". С тех пор ежегодно 9 февраля в нашей стране отмечается День гражданской авиации.

Утро в аэропорту лишено привычной суматохи крупного транспортного узла – все-таки зимние нагрузки гораздо ниже сезонных. Тем не менее, "воздушный коктейль" все тот же. К стойкому запаху авиационного керосина добавляются свежий морской бриз и весенняя нотка – еле уловимый аромат цветущей мимозы.
Из Москвы телеграфируют: в воздух поднялся борт до Сочи. Столичное направление сегодня одно из самых популярных: больше половины из регулярных рейсов, а нынешней зимой аэропорт обслуживает от 8 до 11 рейсов в сутки, приходится на Москву. По сравнению с осенне-зимней навигацией прошлого года число ежедневных рейсов несколько меньше в связи с тем, что было меньше запросов авиакомпаний, – поясняет начальник производственно-диспетчерской службы предприятия (ПДСП) Анна Алаева.
ПДСП – подразделение, диктующее график работы всех остальных служб. Именно здесь формируется расписание рейсов, на основании которого и функционирует аэропорт. Сейчас ПДСП работает над подготовкой весенне-летнего расписания: заявок от авиакомпаний немало, и новые слоты (временные границы для выполнения рейсов) для авиакомпаний находить все труднее.
Стамбул, Ереван, Гюмри, Ташкент, Вена – список международных направлений расширяется с каждым годом. В расписании на весну-лето 2009-го появятся и другие города.
Думаю, "Air Baltic" возобновит рейсы в латвийскую столицу, не исключено, что летом из Сочи можно будет улетать в Тель-Авив и Франкфурт-на-Майне, – говорит Анна Сергеевна. – Эти направления востребованы, есть постоянные клиенты.
Раньше время обслуживания рейса в аэропорту Сочи равнялось двум часам. Сейчас, в зависимости от типа воздушного судна, самолет проводит на перроне от пятидесяти минут до часа сорока. За это время необходимо и заправить самолет, и проверить исправность систем, и произвести уборку в салоне, и загрузить багаж, и осуществить посадку пассажиров. Работы много…

Пассажиропоток международного аэропорта Сочи в 2008 году составил 1 578 459 человек, что на 1,2% меньше, чем в 2007 году. При этом пассажиропоток на международных воздушных линиях увеличился на 39,4% по сравнению с прошлым годом и составил 105 423 человека. Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях составил 1 473 036 человек, что на 3,2% ниже показателей 2007 года. В 2008 году авиаперевозчики выполнили через международный аэропорт Сочи 11 343 рейса, что на 7,1% больше, чем за 2007 год.

В их работе не бывает мелочей
В эпоху рыночных отношений главным становится капиталистическое правило "Время – деньги". Мы привыкаем жить на сверхскоростях, успевая выполнить десятки функций в единицу времени. Законы рынка гласят, что прибыль авиакомпаний тем выше, чем меньше времени самолет проводит на земле. Помогают экономить время специально обученные люди – супервайзеры.
– Аэропорт очень нуждался в этих специалистах, – признается Анна Алаева. – Супервайзер – сотрудник, который должен быть профессионалом высочайшего уровня. Мы отбирали в службу людей с образованием, со знанием иностранного языка и после этого направляли их на специальную стажировку. Супервайзеров для Сочи обучали преподаватели московского учебного центра, которые работали с крупнейшими европейскими авиаперевозчиками. Там, где раньше требовался труд трех профессионалов – диспетчера по центровке и загрузке, перронного контролера и техника, сегодня справляется один супервайзер. Первого февраля исполнился год с момента появления этого подразделения в структуре аэропорта.
Супервайзера ПДСП Михаила Овсянникова на перроне видно за несколько сот метров. Среди других специалистов его отличают строгий костюм и ярко-желтый жилет со светоотражателями. Он встречает и провожает самолеты в течение двенадцати часов: столько длится смена.
– Работа у меня отличная, важная, а сегодня еще и с погодой повезло, – щурится на солнце Михаил.
На самом деле приятного мало: стоять на перроне в ливень и снег, или когда ветер с реки пронизывает до самых косточек… Но от того, как сработает супервайзер, зависит строгое соблюдение технологического графика обслуживания самолета, а значит, и регулярность выполнения полетов. Ведь эти специалисты контролируют правильность расположения в салоне воздушного судна пассажиров и грузов, а также фиксируют все услуги, оказанные службами аэропорта авиакомпаниям.
Первые десять человек задачи экспериментального набора вполне отработали, показав эффективность внедрения новой должности. За год существования подразделения супервайзеров удалось оптимизировать время обслуживания воздушных судов и получить детальный анализ работы всех служб. В будущем ОАО "Международный аэропорт Сочи" планирует не только увеличить количество штатных единиц, но и существенно расширить функции супервайзеров, включив в обязанности специалистов, например, оказание представительских услуг для тех авиакомпаний, у которых нет в Сочи своих представителей.

За прошедший год было обработано 2 145 тонн грузов и почты, что на 21,9% больше, чем за 2007 год.

Посадку разрешаю!
Пока шло знакомство с производственно-диспетчерской службой, очередной самолет из Москвы приблизился к аэропорту. Надо поторопиться, меня уже ждут в Черноморском центре Организации воздушного движения филиала ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (так мудрено называется служба авиадиспетчеров). От ПДСП до здания центра несколько сот метров, а потом еще лабиринт коридоров незнакомого здания.
– Удаление – 16 километров, – слышу я из динамиков голос авиадиспетчера, ведущего борт.
– Конечно, успею! – самонадеянно думаю я, поднимаясь по крутой лестнице в диспетчерскую цитадель на вышке.
Наконец я на месте, запыхавшаяся, как погнавшаяся за зайцем борзая, а самолет – вот он уже, в нескольких мгновениях от посадки. Еще минута – и лайнер грациозно садится на перрон. С диспетчерской вышки он напоминает упитанного кузнечика, раскрашенного детской рукой во все цвета радуги.
С непривычки профессиональный сленг кажется хаотичным набором звуков и цифр. На самом деле – кодировка. Рейсы здесь "сопровождают" от Джубги до момента посадки в Сочи. Казалось бы, что такое 140 километров воздушного коридора (с учетом скорости полета, естественно)? Но полет на этом небольшом расстоянии "ведут" три смены авиадиспетчеров.
– Профессия у нас очень ответственная, а заодно нервная и, кстати, уголовно наказуемая, – улыбается диспетчер Александр Усаченко. – Мне, например, нельзя даже на минуту покинуть рабочее место.
С балкона диспетчерской аэропорт как на ладони. Техники, обступившие севший пару минут назад борт, отсюда больше напоминают муравьев. Где-то вдали моргают фарами несущиеся по мосту через Мзымту автомобили, и на всю эту суету безучастно смотрят белогривые пики горных хребтов. Казалось бы, вот она, квинтэссенция романтических устремлений молодежи, но…
Николай Лобанов – ветеран профессии. В этом году исполняется ровно сорок лет с того дня, как он впервые переступил порог диспетчерской. А на пенсию, между прочим, авиадиспетчеры уходят в пятьдесят лет. Из-за "вредности".
– Средний возраст авиадиспетчера – 40-50 лет, молодежь не горит желанием нас сменить, – вздыхает Николай Иванович. – Причин две: большая ответственность и не самая большая на начальном этапе зарплата.
Конечно, ситуация тревожная: кто придет на смену сегодняшним специалистам лет через пятнадцать? С другой стороны, объективные профессиональные рамки выступают мощным социальным фильтром: профессия не из рядовых, и "случайные" люди в ней – это всегда фактор беспокойства. Выдержат ли в критической ситуации, не спасуют ли перед обстоятельствами? Но радует одно: каждый из тех, кто работает в Сочи, искренне увлечен своим делом. Профессия для этих мужчин и хобби, и лучший друг, и важная часть жизни. Значит, можно быть твердо уверенным: ваш самолет лег на верный курс.

Чем “болеют” самолеты?
В далеком 1969 году сочинец Андрей Фролов поступал в мореходку, но не прошел по конкурсу. Затем была служба в армии, а когда вернулся в отчий дом, оказалось, что все друзья-товарищи уже солидные люди – студенты или рабочие. Кто-то из ребят посоветовал: не вышло с морем, айда в небо!
– Тогда в Сочи было два крупных, градообразующих, как сейчас модно говорить, предприятия – аэропорт и морской порт, – вспоминает Андрей Евгеньевич, 34 года отдавший небу. – Так я и оказался здесь.
Юношеская увлеченность радиотехникой оказала влияние на дальнейшую судьбу Андрея Фролова. В аэропорту он сменил несколько должностей – от простого механика до авиатехника по радиосвязи. Вы вправе спросить: что же в этой приземленности "небесного"? Отвечу: именно благодаря мастерству авиатехников столь громоздкий летательный аппарат имеет возможность подняться в воздух. Эти специалисты настоящие волшебники, способные в считанные минуты устранить поломку или малейший дефект.
– Новички удивляются: зачем счищать мокрый снег с самолета и обливать его жидкостью, препятствующей обмораживанию, когда на улице плюсовая температура? – рассказывает Андрей Евгеньевич. – В первые же секунды полета лайнер попадает в зону отрицательных температур. Обледенение поверхности крыла самолета может повлиять на безопасность полета, поэтому данному этапу обслуживания уделяется особое внимание.
Авиатехник лаборатории АиРЭО Дмитрий Малевский "колдует" над прибором, о существовании которого слышал почти каждый взрослый человек. Термин "черный ящик" в современной жизни на слуху. А знаете ли вы, что никакой он не черный, а напротив – цвета солнца и апельсина? И что в самолете их несколько, в том числе и скрытые, запаянные в сейфовую оболочку?
В структуре авиационно-технической базы есть участок бытовых бригад, специалисты которого осуществляют уборку самолета, участок метрологии, где проходит своевременная проверка приборов, а также участок расшифровки полетной информации (УРАПИ). Сотрудникам УРАПИ бортовые самописцы рассказывают не только об ошибках пилотирования, но и о возможных неисправностях двигателя, их причинах и времени обнаружения.
В советские годы авиатехники располагали большим возвратно-обменным фондом, и деталь, требующую вмешательства специалистов, либо "лечили" на месте, если дефект был незначительным и поддавался исправлению, либо заменяли другой – из фондов. Сейчас основные фонды сосредоточены у авиакомпаний, и если поломка серьезная, запчасть ждут ближайшим бортом.
Понятно, что с выбором Сочи олимпийской столицей 2014 года в аэропорту придется многое изменить, в том числе и привести материально-техническую базу в соответствие с международными стандартами. Предприятие такую работу уже проводит.

На последнем рубеже
Служба авиационной безопасности (САБ) в структуре международного аэропорта Сочи решает задачи по обеспечению безопасности процесса технологического обслуживания воздушных судов. Это охрана периметра, КПП, воздушных судов, находящихся на стоянке, осуществление пропускного режима, предполетного досмотра пассажиров, ручной клади, багажа и грузов. Исходя из этих задач, служба делится на два структурных подразделения: подразделение охраны и подразделение досмотра.
Требования руководящих документов таковы, что сотрудники службы авиационной безопасности обязаны иметь сертификаты. Обучение и аттестация "сабовцев" проходит в сертифицированных центрах в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, преподаватели часто выезжают в Сочи для обучения на самом предприятии.
– В настоящий момент досмотр пассажиров проводится на двух уровнях, – пояснил заместитель генерального директора аэропорта по авиационной безопасности Виктор Ермаков. – При входе в аэровокзальный комплекс, где досмотр ведут сотрудники САБ совместно с сотрудниками Линейного отдела внутренних дел, происходит выявление и изъятие предметов, запрещенных к обороту на территории России, и предметов, запрещенных к перевозке в кабине или в салоне воздушного судна. На второй линии досмотра, уже после регистрации пассажиров на рейс, происходит изъятие тех предметов, которые пассажиры, не выполнив нашу рекомендацию, пытаются пронести на борт.
"Урожай", изъятый милиционерами и сотрудниками САБ, как в зеркале отражает наш с вами менталитет. Действуя по поговорке "Если нельзя, но очень хочется, то можно", пассажиры всеми правдами и неправдами пытаются протащить на борт легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики, баллончики для зажигалок. Предметы "криминального" свойства обычно изымаются еще на первой линии досмотра.
САБ международного аэропорта Сочи является одним из звеньев в системе мер обеспечения безопасности будущей столицы Олимпиады. Эти ребята – на последнем рубеже.

В 2009 году обучение пройдет 581 специалист ОАО "Международный аэропорт Сочи". На обучение сотрудников в текущем году планируется направить 4 миллиона 641 тысячу рублей.

Приезжайте к нам еще!
Профессии, о которых мы говорили выше, необходимы, без них авиаперевозки невозможны в принципе. Но каждый из этих специалистов – "боец невидимого фронта", которого рядовой пассажир, скорее всего, не заметит, а о существовании некоторых вообще не догадается. Поэтому "лицо" любого аэропорта – зона вылета. И как же приятно, что "лицо" аэропорта Сочи такое открытое, радушное и доброе!
– Прийти на работу сюда, в аэропорт – это как выйти замуж, – проводит смелую аналогию старший администратор залов спецобслуживания Любовь Гарькуша. – Или ты влюбляешься и живешь с любимым всю жизнь, или расставание неизбежно, и честнее уйти сразу.
Любовь Гивиевна не лукавит, когда так говорит: она пришла в аэропорт четверть века назад, и до сих пор, когда речь заходит о любимой профессии, ее глаза начинают светиться радостью. Коллектив, который здесь работает, такой же влюбленный в небо. Трудно поверить, но эти хрупкие девочки умеют даже в самые напряженные моменты, когда в город на очередной форум собираются десятки официальных делегаций, организовать работу так, что даже самый взыскательный пассажир доволен. Как это удается, останется их профессиональным секретом. Но главное – результат. Сюда хочется возвращаться снова и снова.

7 из 23 сотрудников залов спецобслуживания получают образование в Санкт-Петербургской академии гражданской авиации.
Анна МАРТЫНОВА.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Башня на горе Ахун

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи

Автокран в аренду в СПб можно взять любой Для вас не должно быть проблемой арендовать спецтехнику, если вы ведете строительство в Лениградской области в Луге. Вы обращаетесь в нашу компанию и говорите, что нужна аренда автокрана. Луга является частью Ленинградской области, поэтому любая спецтехника сможет за короткое время доехать до вашего объекта.

Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.