В начале 2000-х артист окончательно решил быть солистом. К этому моменту в его творчестве главенствовала гармонь. Николай Иванович, погрузившись в освоение особенностей игры на гармони, постепенно собрал коллекцию из пяти инструментов. Сегодня он мастерски исполняет популярные произведения на тульской, саратовской, ливенской, елецкой рояльной гармонях и гармошках-черепашках.
В содружестве с заслуженным деятелем искусств России, известным композитором Евгением Дербенко сочинский гармонист создал своеобразное направление творческой деятельности, которое он называет "Театр музыкальных миниатюр на гармони". По сути, Николай Горенко создает на сцене музыкально-театральные образы, представляющие культуру и искусство разных стран. Гармонист утверждает, что его миниатюры – это музыкальный акт, в котором выступает не артист, тем более заслуженный деятель искусств, а действующее лицо. И потому на сцену выходит не он, Николай Горенко, а аристократ, маркиз, балбес, нэпман, шейх, матрос и многие-многие другие персонажи. "Материализовывать творческую фантазию" на сцене, делая театральный образ осязаемым и узнаваемым, помогают костюмы и аксессуары, как приобретенные по случаю самим гармонистом, так и подаренные друзьями, коллегами и поклонниками его таланта.
– На сцене я играю театральную роль в инструментальной пьесе, и, как любая роль, она требует соответствующего образу костюма. Узбекский халат мне подарил бывший военный врач, в свое время работавший в Средней Азии, и проникшийся уважением к моему творчеству. Позднее этот халат я использовал в миниатюре "Восточный танец". Для образа Шерлока Холмса пригодился плащ, когда-то купленный мной в Англии. Наряд для Моцарта мы смастерили из старых костюмов, сшитых еще в 90-ых годах для театрального спектакля о той эпохе. Профессиональный художник по костюмам Татьяна Георгиевна Перекотий, когда-то работавшая в нашем театре, помогала "одевать" моих персонажей. Когда появляется идея – музыкальное изображение кого-либо – то воображение, как правило, "дорисовывает" этот образ, собирая его из деталей. Создавая свои миниатюры, исхожу из мнения, что музыку публика может и забыть, а созданный на сцене образ надолго останется в памяти зрителей, – рассказал артист.
Различные программы театра миниатюр Николай Горенко исполнял с государственными оркестрами народных инструментов во время своих выездных выступлений в Майкопе, Краснодаре, Петрозаводске, Брянске и Екатеринбурге.
Это творческое направление вызвало интерес не только у деятелей искусства, но и у музыковедов. В 2016 году сочинский музыкант был приглашен в Российскую академию музыки имени Гнесиных на II Всероссийский фестиваль-конкурс "Символы национальной культуры: гусли и гармонь". В храме музыкальной науки ему, заслуженному артисту Кубани, пришлось осваивать "новые роли": члена жюри российского фестиваля-конкурса и участника научно-практической конференции, проведенной кафедрой РАМ "Национальные инструменты народов России". Эта кафедра, обучающая молодежь игре на народных инструментах, ставит перед собой задачу сохранения традиций национальной музыкально-инструментальной культуры и формирование её современного облика. Поэтому к участию в конкурсе были приглашены не только педагоги и композиторы, но и ведущие деятели искусств данного жанра из различных регионов России, в их числе и Николай Горенко. Сочинский артист выступил на конференции с докладом "Что такое действующее лицо в инструментальной пьесе на гармони". Подтверждая теорию практикой, Николай Горенко на гала-концерте этого фестиваля представил публике три свои миниатюры: "Маркиз Испании", "Аристократ Франции" и "Остап Бендер".
На современном этапе артист успешно выступает как с коллективом Сочинской филармонии – оркестром народных инструментов "Русский сувенир" имени П.И. Нечепоренко, так и с коллективами городских учреждений культуры. Так, в мае 2018 года гармонист был приглашен в Лазаревский центр национальных культур имени К.С. Мазлумяна для участия в концерте, посвященном 70-летию со дня рождения народного артиста России, основателя телепередачи "Играй, гармонь!" Геннадия Заволокина. В этом концерте он выступал с ансамблем "Славяне", солистами и хоровыми коллективами Лазаревского ЦНК.
Внимание к творчеству сочинского гармониста проявляет публика различных российских городов: в июне 2018 года он солировал на VI Международном фестивале гармони "Сметанинские встречи" в Архангельской области, а в марте 2019 года – в зале Государственной академической филармонии города Донецка.
Придерживаясь правил самоизоляции во время пандемии, Николай Иванович не тратил времени зря – весной 2020 года вместе с Евгением Дербенко создал новую концертную программу "На морских просторах", посвященную 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выйдя из ограничительного режима, с осени 2020 года гармонист начал сотрудничать с культурно-этнографическим центром "Моя Россия" (Роза Хутор), там в павильоне Краснодарского края он демонстрировал гостям курорта исполнительское мастерство на своих коллекционных гармошках и старинной (135 лет!) балалайке мастера Франца Пасербского.
За долгие годы творчества Николай Горенко создал на сцене немало оригинальных музыкальных образов, всегда ярких, самобытных и запоминающихся. И лишь одно остаётся неизменным в его творчестве – это гармонь! Ведь благодаря ей, гармони, стало возможно и его творчество, и его театр миниатюр, и состоялся сам артист – Николай Горенко.
– А мечта моя – остаться на сцене до 2038 года и встретить 100-летие Зимнего театра и 200-летие города, в котором я родился и живу!
Лариса Остренко.