– Эльвира Васильевна, смею предположить, что выбор будущей профессии был сделан еще в детстве…
– В нашей семье всегда звучала музыка, которой я начала заниматься в семилетнем возрасте во Дворце культуры подмосковного города Егорьевска, где мы с мамой в тот период жили. Думаю, моя судьба в какой-то мере была предрешена. Папа – профессиональный музыкант, окончивший Московскую консерваторию по классу скрипки у Давида Ойстраха, в разные периоды был художественным руководителем Луганской филармонии, концертмейстером и дирижером Хабаровского симфонического оркестра. У мамы был великолепный, поставленный от природы голос, благодаря которому она поступила в Московскую консерваторию, но из-за войны не смогла закончить обучение и стать профессиональной певицей. Педагоги музыкальной школы, определяя мою дальнейшую музыкальную судьбу, обратили внимание на мои маленькие пальчики и предложили заниматься по классу домры. Мне всегда везло на педагогов: и во Дворце культуры, и в музыкальной школе, и в музыкальном училище имени Гнесиных меня вели высокообразованные музыканты, получившие великолепную подготовку у выдающихся мастеров современности.
– В связи с чем переехали из Подмосковья в Сочи?
– В 1971 году, когда я завершала обучение в училище, из Сочинской государственной филармонии поступил запрос на музыканта для ансамбля "Русский сувенир", созданного по инициативе руководства филармонии в 1969 году. И я, сдав экзамены, но не успев получить диплом на руки, отправилась навстречу судьбе. Приехав в Сочи в конце июня 1971 года, сразу приступила к работе – то есть, вместе с коллективом отправилась на гастроли. Кстати, диплом смогла получить только осенью, когда между гастролями нашлось время вырваться в Москву. В общем, с июля 1971 года моя жизнь тесно связана с жизнью коллектива "Русский сувенир", который почти 50 лет возглавлял Вячеслав Ильич Абрашкин, а сейчас – Григорий Константинович Михайлов.
– Насколько успешным был коллектив в годы его становления, в 70-80-ые годы?
– В самом начале это был эстрадный коллектив, и в его состав входили: инструментальная группа "Балалайка" (9 человек), солисты-вокалисты, танцевальная пара, артист оригинального жанра и ведущий. Инструментальная группа на сцене располагалась в одном ряду – каждый из нас был на виду у зрителей и это обязывало быть не только профессионалом своего дела, но и хорошо выглядеть. К слову сказать, состав ансамбля был тогда очень сильным, ведь в Сочи были приглашены и приехали выпускники столичных вузов. С 1971 по 1990 год наш коллектив постоянно гастролировал: благодаря существовавшей тогда системе Госконцерта коллективы Сочинской государственной филармонии регулярно выезжали на гастроли в различные регионы и республики страны. Мы объехали почти весь СССР. И везде нас принимали не только как хранителей и пропагандистов русской культуры, но и как представителей культуры города Сочи.
– Насколько совместима была насыщенная артистическая деятельность с личной жизнью?
– Я не сразу обрела семейное счастье – помог случай. На руке стала выступать косточка – а это неутешительная новость для концертирующего домриста. Я решила проконсультироваться у врача, которым по воле судьбы оказался мой будущий муж – Олег Георгиевич Махов. Он потомственный врач-хирург, в начале 80 годов переехавший в Сочи жить и работать. Для меня было очень важно, чтобы близкий мне человек понял и принял тот коллектив, в котором я и по сей день работаю. К счастью, он успешно вписался в нашу артистическую компанию. Врача-мужа на моей работе знали и потому, что он лечил сотрудников филармонии, когда создал и возглавил медико-реабилитационный центр "Виктория", и потому, что он десять лет был депутатом Городского собрания Сочи. К большому сожалению, четыре года назад он ушёл из жизни…
Я не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы не было дочери: она меня поддерживает, критикует, учит – в общем, "курирует". Я родила дочь Валерию в 1985 году, практически в свой день рождения. Она выросла за кулисами, долгое время увлеченно занималась в Театре мод Жанны Лебедевой "Золотая надежда", но, когда выросла, карьера модели и артистки её не увлекла. Выучившись в Москве, дочь долгое время жила и работала в столице, а два года назад вышла замуж и уехала за границу. Так что на сегодняшний день в Сочи единственной моей семьей остаётся "Русский сувенир".
– Насколько сложно Вам совмещать две роли в коллективе: музыканта и администратора оркестра?
– В 1994 году директор Сочинской филармонии Борислав Ягудин совместно с Вячеславом Абрашкиным приняли решение о преобразовании ансамбля "Русский сувенир" в оркестр. Тогда-то Борислав Иосифович и предложил мне стать административным директором коллектива. Таким образом, с 1994 года я "играющий тренер": и музыкант, и "мамка-нянька" для своих музыкантов. Стараюсь помогать нашему художественному руководителю в работе по продвижению родного "Русского сувенира".
– Какими достижениями последнего времени коллектив может гордиться?
– Большой вклад в развитие коллектива внес Вячеслав Ильич Абрашкин: он часто ездил на творческие форумы и, как правило, привозил из этих поездок новые материалы и идеи. Многие из них мы до сих пор используем в своем творчестве. Благодаря стараниям руководства к сотрудничеству с Сочинской филармонией был привлечен Фонд "Таланты мира", в результате чего наш оркестр смог посотрудничать со многими известными певцами. Безусловно, большим достижением для нашего оркестра стало сотрудничество с московским дирижером Владимиром Шкуровским и уральским певцом, народным артистом России Иваном Пермяковым.
Хотелось бы подчеркнуть, что в труднейший для коллектива 2019 год, когда ушёл из жизни его художественный руководитель Вячеслав Абрашкин, нам удалось выстоять, не потеряв ни одного музыканта. А когда оркестр возглавил заслуженный артист республики Адыгея Григорий Михайлов, преемник Вячеслава Ильича, которого он ещё при жизни благословил на эту должность, оркестр вышел на новый виток своего развития. Сегодня наш коллектив готовит новые программы – так что к звездам, в прямом и переносном смысле, мы стремимся, а потому и сочинских зрителей нам есть чем порадовать!
Лариса ОСТРЕНКО.