Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Февраль 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 4
5 7 11
12 13 14 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        

"ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА"

"ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА"
Четверг, 3 Август, 2006 - 17:23

Под таким названием в Литературно-мемориальном музее Н.Островского открывается выставка сочинского мастера художественных эмалей Артура Скрипникова

Пожалуй, это один из немногих сочинских художников, для кого классика является абсолютным критерием в творчестве. Порой сами того не зная, сочинцы знакомятся со многими работами заслуженного художника России, профессора Артура Скрипникова. Это мозаики кинотеатра "Спутник", музыкальной школы имени Шмелева, фасада санатория "Актер", декоративное панно "Праздник Посейдона" санатория "Кавказская Ривьера", санатория "Россия" (ныне – "Родина"). Художник в своих работах использует различные техники: способ сграфитто (наслаивание штукатурки разных цветов), роспись с обжигом по керамической плитке, керамический рельеф с мозаикой из камня, витраж, флорентийскую мозаику, роспись темперой. На вернисаже, который открывается в Литературно-мемориальном музее Н.Островского, представлены эмали Скрипникова, которыми он всерьез увлекся более 20 лет назад после поездки на международный симпозиум эмальеров в Венгрию.

Впервые искусство эмали появилось во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте, Месопотамии и на Ближнем Востоке, то есть в регионах, где впервые возникло производство стекла. Сочинский мастер эмалей свои работы создает не на золоте и серебре, как это было принято в древности, а на меди, которая, кстати, сама по себе декоративна, весьма эффектна и очень часто работает на создание живописного образа. В работе с горячей эмалью у каждого художника свои секреты, но, как признается Артур Никифорович, даже когда он подробно расписывал свою "рецептуру" изготовления, другие художники приходили совсем к иному результату.

Легкое на первый взгляд ремесло скрывает огромную работу технолога: для создания законченного произведения требуется сделать не один обжиг в муфельной печи.
– Эмаль, – рассказывает Артур Скрипников, – это цветное стекло, положенное на медь, серебро или золото и обожженное в печи при определённой температуре. Создание одной работы – очень длительный и сложный процесс. В результате соединения слоев получается сплав, который не тускнеет, не теряет цвета даже спустя многие годы, а порошкообразный состав после обработки в муфельной печи выглядит как застывшее расплавленное стекло.
Возникает вопрос: "Ну и что же в этом сложного: нанес нужный порошок и получил эмаль? “Но в том-то и загвоздка, что цвет проявляется только после сильного нагревания и мастер практически вслепую "собирает" рисунок, и многим художникам приходится мириться с полученным результатом. Мастерство эмальера заключается в том, что он должен уметь "управлять" цветом, что возможно только при хорошем вкусе, художественном чутье, технологической точности и особенном воображении. Обладая всеми этими качествами, Скрипников на конечном этапе создания эмали получает нужное цветовое решение, не нарушает композицию и сохраняет первоначальный рисунок.

Работы Артура Никифоровича полны свежести. Его пейзажи пронизаны акварельной влагой, а ведь подобного эффекта не так просто добиться даже в живописи, не говоря уже о работе с медью и эмалью.
… "Ташкент. Старая мечеть", "Мавзолей Шохи и Зинда. Самарканд", "Листопад", "Перед грозой", "Хижина под Аибгой", "Красная Поляна"… Всматриваешься в эти работы и убеждаешься, что там, под этой тонкой блестящей пленкой, теплится какая-то своя, не видимая нами тайная жизнь. Неожиданно для себя начинаешь слышать шелест падающей листвы или крик чаек над штормящим морем, видеть движение хрустальной воды в горном ручье или ощущать сказочную снежную тишину...
Пейзажи – одна из излюбленных тем Скрипникова. Но не менее интересная – балет. Семь лет, проведенные в эвакуации в Ташкенте во время войны, стали для тогда еще подростка Артура Скрипникова судьбоносными. Днем Артур работал на заводе на упаковке мин и снарядов, а вечером подрабатывал в театре художником-оформителем, гримером и декоратором, параллельно учась в республиканском художественном училище. Свободная минутка выдавалась только во время спектаклей, но и тогда молодой человек брал альбом и делал зарисовки.
– В эвакуации в то время находились знаменитейшие люди, – вспоминает художник. – Например, живопись и рисунок в ташкентском училище преподавал Александр Волков, ученик Серова и Коровина.
Художник вспоминает, что во время репетиций знаменитые балерины и танцовщики замирали в позе и говорили: "Артур, рисуй!". Многие из этих зарисовок впоследствии легли в основу балетных эмалей.
Пытливый ум Артура Скрипникова требовал продолжения образования. После окончания училища молодой человек поступает в Московский институт прикладного и декоративного искусства на факультет стекла. Вскоре МИПИДИ закрыли, а студентов отправили в Ленинградское высшее художественное училище имени Мухиной.
Любовь к балетному искусству художник пронес через всю творческую жизнь. Потому его серия работ "Балет в эмалях" выполнена легко, свободно и от души. Сплетая теплые и холодные тона, автор создает декоративный эффект. Так, в золотистом сиянии между красными всполохами предстают воздушные танцовщицы. Эмаль в таких работах, как "Па-де-катр", "Одетта", "Офелия", "Испанский танец с кастаньетами", "Па-де-труа", "Половецкие пляски", "Бахчисарайский фонтан" то полностью заливает плоскость, то яркими пятнами разбросана по мерцающему фону. В контрасте с глубоким изумрудным и терракотовым особенно легкими и нежными выглядят светлые тона, положенные на как будто светящуюся изнутри поверхность. А бывает, что синие, красные, бирюзовые и изумрудно-зеленые оттенки спорят своим блеском и глубиной с аметистовым, гранатовым и изумрудным уже в традициях восточного искусства.
Вернисаж "Щедрость таланта" наверняка порадует любителей искусства, в особенности тех, кто впервые познакомится с художественной эмалью, выполненной Артуром Скрипниковым. Возможно, выставка в Литературно-мемориальном музее Н.Островского станет подготовительной к биенале реализма, которую Артур Никифорович планирует провести совместно и при участии Дмитрия Жилинского и Зураба Церетели уже через год.

Елена НОВИКОВА.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Такса-паровозик

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи

Большой ассортимент табак для кальяна оптом В тройку самых популярных вкусов входят Blue Mist, Code 69, Pirate's Cave табак для кальяна. Продается табак для кальяна в жестяных банках весом 50 - 250 грамм. Хороший уголь это неотъемлемая часть как и табак для кальяна.

Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.