Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Декабрь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 5 6 8 9
12 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЧИ СЕРЕДИНЫ ПРОШЛОГО ВЕКА

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЧИ СЕРЕДИНЫ ПРОШЛОГО ВЕКА
Суббота, 14 Январь, 2012 - 09:01

25 января 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения Петра Игнатьевича Бажанова, который в 1957-1963 годах являлся первым заместителем мэра, а в 1963-1971 годах – мэром (председателем исполкома горсовета) Сочи. Возглавляя наш город на протяжении более девяти лет, П.И.Бажанов внес существенный вклад в развитие курорта, его экономики, социальной базы, культуры и спорта. О труде Петра Игнатьевича на благо родного города и пойдет речь в очередной статье, подготовленной сыном Петра Игнатьевича Евгением Петровичем Бажановым, ректором дипломатической академии МИД России, заслуженным деятелем науки, профессором, доктором исторических наук. (Первые статьи опубликованы в “НС” 21 декабря 2011 года и 12 января 2012 года).

Как уже отмечалось, мой папа в 1952 году занял пост главного инженера Сочиэнерго. На этом посту он оставался пять лет до избрания в горисполком (мэрию) в 1957 году.
Работа была тяжелой. На первых порах чуть ли не каждый день возникали ЧП, случались и настоящие аварии. Главную головную боль создавала энергетическая линия электропередачи (ЛЕП) Краснополянская ГЭС-Сочи, проходившая вдоль бурной реки Мзымты, в горах.
Авариям на ЛЭП способствовал ряд природных факторов: оползни, горные обвалы, просадки грунта, осыпи во время интенсивного таяния снега и выпадения обильных осадков, сейсмическая деятельность, подмыв фундаментов опор в связи со смещениями русел горных рек и ручьев, отложения гололеда и мокрого снега на проводах и тросах ЛЭП, набросы камней и деревьев с расположенных над линией скал, наличие на трассе большого количества водных преград в частые периоды дождевых паводков.
Ситуацию усугубляли серьезные дефекты проектирования ЛЭП, при котором не были учтены особенности резкопересеченной горной трассы. Так, на участке ЛЭП, проходящем в ущелье вдоль отвесных скал, опоры и провода не были вынесены из зон интенсивных камнепадов. По этой причине в первой половине 1950-х годов на линии произошло 11 аварий и 23 случая других повреждений, приведших к внеплановым отключениям линии. Из-за ошибочной схемы происходили схлестывания и прожоги проводов при налипании и сбросе мокрого снега. В 9 случаях в 1952-1955 годах это привело к крупным авариям.
Сказывалось и то, что некоторые опоры были установлены в районах оползней. В результате активизации в 1950-х годах сейсмической деятельности в районе прохождения ЛЭП резко оживились древние оползни. Им сопутствовало выпадение большого количества осадков и значительная инфильтрация воды между поверхностями скольжения. Прорубка просек при строительстве ЛЭП в горных районах также провоцировала оползни, а они – падение опор. Около десятка опор было подмыто горными реками, на их ремонт и укрепление фундамента транжирились большие деньги. Дорогостоящие работы приходилось проводить по поддержанию трассы, троп для обхода ЛЭП и в возможных местах подъездов к ней. Дополнительные трудности вызывались отсутствием населенных пунктов на трассе ЛЭП.
При возникновении аварии дежурный звонил нам домой в любое время суток, чаще всего ночью. Папа надевал высоченные резиновые сапоги, брезентовый плащ, садился в "Газик" и мчал в горы. Дорога на Красную Поляну была пробита в виде карниза в отвесных скалах. Сверху над ней нависали огромные валуны, далеко внизу грозно шумела река. Дорога была к тому же с плохим покрытием и очень узкой. На ряде ее участков не могли разъехаться две встречные автомашины. Одной приходилось прижиматься к скале, чуть ли не карабкаться вверх. Дорога не освещалась и ночью превращалась в смертельно опасную. Один неверный поворот руля – и машина летела бы в пропасть. Многие улетали, особенно в месте, которое в народе окрестили "Пронеси, Господи!".
Папа с коллегами добирались до района аварии, оставляли машины на обочине дороги и на себе тащили материалы, такелаж и механизмы к аварийному объекту. Там они при свете фонариков ставили опоры на место, демонтировали поврежденные провода, меняли их на новые, устанавливали грозозащитные тросы.
Постепенно благодаря усилиям папы и его коллег удалось создать условия для надежной и безаварийной работы горных линий. Команда П.И. Бажанова обеспечила устойчивость мест под опоры, смело пойдя при этом на увеличение длин пролетов. Опоры стали устанавливать на металлических подножниках с асфальто-битумным покрытием. Вводились в эксплуатацию угловые опоры с дополнительными грузами на гирляндах. Сочинские энергетики обезопасили ЛЭП от грозовой деятельности (постоянной в горах) от вибрации проводов.
Одновременно под руководством папы были построены линия электропередачи и подстанция в Адлере, установлен второй трансформатор на Лазаревской подстанции, линия электропередачи и подстанция на горе Пасечной, синхронный компенсатор и вспомогательные объекты на подстанции Сочи.
Успехам энергетиков способствовало развертывание рационализаторской работы. 9 июля 1955 года сочинская газета "Красное знамя" в передовой статье указала, что в Сочиэнерго "благодаря постоянной заботе главного инженера П.И. Бажанова достигнуты крупные успехи в рационализаторской деятельности". "В Сочиэнерго, – продолжала газета, – рационализаторам и изобретателям созданы необходимые условия для плодотворной работы". В рационализаторскую деятельность было вовлечено свыше 150 рабочих, инженеров, техников, или каждый третий сотрудник организации. Начиная с 1952 года количество внедренных рационализаторских предложений росло в среднем на 30% ежегодно. За 1952-1957 годы было получено около миллиона рублей экономии (в нынешних ценах это более миллиарда рублей). Некоторые из рацпредложений имели важное значение, например, посты высокочастотной связи для монтерских пунктов, автоматизация дизель-генераторов.
Каким же образом папе удалось так продвинуть рационализаторское дело? На всех предприятиях отрасли он создал комиссии по рационализации под председательством главных инженеров. В технических и эксплуатационных отделах были выделены лица, ответственные за организационную работу. Папа наладил раздачу всему персоналу специальных бланков со шкалой премирования за рацпредложения и усовершенствования. Поступающие предложения ежемесячно рассматривались, и если они одобрялись, то устанавливались сроки внедрения и назначалось ответственное лицо. Одновременно издавался приказ о выплате вознаграждения.
Рабочим-рационализаторам оказывалась помощь в технической доработке и оформлении предложений. Была учреждена специальная консультационная служба. Кроме того, на еженедельных совещаниях у П.И. Бажанова проверялся ход внедрения рацпредложений. Регулярно проводились конференции рационализаторов как на отдельных предприятиях, так и с охватом всей системы.
Для стимулирования рационализаторской мысли на всех предприятиях составлялись перечни вопросов, требующих разрешения. Для популяризации опыта лучших рационализаторов начал выпускаться под редакцией П.И. Бажанова "Бюллетень рационализатора Сочиэнерго". В нем помещались описания предложений, статьи. С этой же целью на предприятиях были открыты технические кабинеты и стенды, посвященные рационализаторству.
Папа и сам активно занимался рационализаторской работой. Начал еще в г. Львове. В 1947 году он внес предложение по изменению процесса очистки воздуха от углекислоты в декарбонизаторе с целью экономии электрической энергии. Предложение было премировано на всесоюзном конкурсе по экономии электрической и тепловой энергии за 1947 г. 5-й премией. Также во Львове папа редактировал "Сборник информационно-технических материалов" Львовского отделения Всесоюзного научного инженерно-технического общества энергетики (ВНИТОЭ), регулярно публиковал информационные письма Главюжэнерго по актуальным проблемам энергетики.
В 1954 году, уже работая в Сочиэнерго, П.И. Бажанов внес предложение по улучшению конструктивных узлов и повышению качества гидрогенераторов завода "Уралэлектроаппарт" типа ВГС-260/70-12. Журнал "Электрические станции" (Госэнергоиздат, 1954, №12, с. 46-47) назвал это рацпредложение "одним из наиболее ценных за последние годы". В 1955 году папа с коллегой Ф.С. Егоровым разработал метод эксплуатации дизель-генераторов в полностью автоматизированном режиме (см. журнал "Энергетик", 1956, №9, с. 1-2).
В 1956 году П.И. Бажанов подытожил опыт эксплуатации воздушных линий в горных районах и разработал оптимальную стратегию обеспечения надежной и безаварийной работы горных линий. Техническое управление Министерства электростанций СССР опубликовало эту стратегию и приняло ее на вооружение.
В 1957 году папа предложил новую систему энергоснабжения сочинского энергорайона, обеспечивающую значительное повышение экономичности работы энергосетей. 8 октября 1957 года министр электросетей СССР подписал приказ (№Э-1039) о том, чтобы рационализаторское предложение П.И. Бажанова было "положено в основу при выполнении проектного задания по модернизации электросистемы г. Сочи". В том же 1957 году папа получил патент на изобретение автоснегосбрасывателя с линий электропередачи.
К тому времени папа уже был избран заместителем председателя горисполкома г.Сочи (т.е. заместителем мэра).
Евгений БАЖАНОВ.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Кинотавр--2011

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи


Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.