Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Декабрь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 5 6 8 9
12 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

ГДЕ ЖИТЬ ОТДЫХАЮЩИМ?

ГДЕ ЖИТЬ ОТДЫХАЮЩИМ?
Вторник, 17 Январь, 2012 - 08:36

25 января 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения Петра Игнатьевича Бажанова, который в 1957-1963 годах являлся первым заместителем мэра, а в 1963-1971 годах – мэром (председателем исполкома горсовета) Сочи. Возглавляя наш город на протяжении более девяти лет, П.И.Бажанов внес существенный вклад в развитие курорта, его экономики, социальной базы, культуры и спорта. О труде Петра Игнатьевича на благо родного города и пойдет речь в очередной статье, подготовленной сыном Петра Игнатьевича Евгением Петровичем Бажановым, ректором дипломатической академии МИД России, заслуженным деятелем науки, профессором, доктором исторических наук. (Первые статьи опубликованы в “НС” 21 декабря 2011 года, 12 января 2012 года и 14 января 2012 года).

Задача курорта – обеспечение отдыхающих жильем. Начиная с 1930-х годов акцент в Сочи делался на развитие санаторной сети. Были возведены замечательные здравницы, некоторые ничем не уступавшие настоящим дворцам.
Санаторное строительство продолжалось и в 1960-е годы. За десятилетие вошли в строй 20 новых здравниц, в том числе "Мыс Видный", "Голубая горка", "ВТО", "Тихий Дон", "Волна". Десятки санаториев были расширены и модернизированы, в том числе им. Фрунзе, "Прогресс", "Железнодорожник", "Головинка", "Заполярье", "Золотой колос", "Светлана".
Число санаторных мест за упомянутый период увеличилось в 4 раза до 100 тыс. человек. В 1971 году в Сочи насчитывалось уже 60 санаториев. Одна треть из них располагала бассейнами с морской водой. Особый акцент мэр города П.И. Бажанов делал на совершенствовании бальнеологической базы курорта. За годы его руководства преобразился район Новой Мацесты.
В центре живописного сада был воздвигнут корпус из стекла и бетона. Установка в нем 250 ванн позволила вдвое увеличить пропускную способность этой здравницы. В Хосте вырос новый красивый корпус бальнеологической базы. Еще один бальнеологический центр открылся на Мамайке. В лечебной практике стали использоваться краснополянский нарзан, целебные адлерские грязи. Вступила в строй центральная радоновая лаборатория.
При всей важности санаторного хозяйства П.И.Бажанов перенес акцент на развитие сети гостиниц. В то время как капвложения в санаторный сектор увеличивались на 25% ежегодно, в гостиничный – на 200%. "Санатории, – разъяснял мэр, – очень затратны и маловместительны. За счет гостиниц мы сможем обслуживать дополнительно десятки тысяч отдыхающих".
Гостиницы стали высотными, в них появились бассейны и другие удобства. Существенные изменения произошли в методах строительства.
По инициативе мэра строители отказались от типовых и повторных проектов. От кирпича перешли к сборным конструкциям, к стеклу, металлу, бетону, пластикатам, что позволило сократить сроки строительства в 2-3 раза.
В течение десятилетия (1960-1970 гг.) Сочи украсился 19 комфортабельными гостиницами: "Сочи", "Чайка", "Жемчужина", "Восход", "Магнолия", "Приморская" (вторая очередь), "Прибой", "Москва", "Ленинград", "Платан", "Хоста", "Кубань", "Россия", "Черноморская", "Маяк", "Бирюза", "Камелия", "Горизонт", "Бригантина". Вместимость гостиничного сектора увеличилась на 30 тыс. мест и достигла в 1971 году 60 тыс. мест.
Бичом курорта являлись сезонные колебания в контингенте отдыхающих. Пик приходился на июль-август, приток курортников в эти месяцы превосходил уровень мая и октября в 1,5 раза, а уровень остальных месяцев – в 6 раз. Такая аритмия создавала серьезные проблемы в работе всех служб. Биение пульса производственной деятельности городских предприятий то учащалось, то резко замедлялось. Большую часть года хлебокомбинат, молокозавод, отделения связи, транспорт и т.д. работали вполсилы. В пиковый сезон в Сочи приходилось завозить дополнительную рабочую силу (шоферов, официантов, поваров и т.д.), а затем отправлять ее назад. Особенно страдали гостиницы и рестораны. П.И.Бажанов занялся борьбой с сезонностью. Он постоянно подчеркивал, что в Сочи прекрасный климат, среднеянварская температура достигает +60, купальный сезон длится с 15 мая по 16 октября, т.е. 6 месяцев.
Ради увеличения заполняемости гостиниц сочинский мэр обратился в Правительство СССР с просьбой разрешить снижение в зимнее время гостиничной платы на 20%. После долгих проволочек разрешение было получено. Гостиницы стали использоваться в "мертвый" сезон как пансионаты, в них можно было попасть по путевкам. В районе сосредоточения гостиниц открылась курортная поликлиника. Началось расширение посадочных мест в ресторанах при гостиницах. Обращалось внимание на то, что за рубежом число посадочных мест в гостиничных ресторанах, как правило, превышало число мест в самих гостиницах. У нас же наоборот. Так, в сочинской гостинице "Кубань", рассчитанной на 160 постояльцев, ресторан вмещал только 80 человек. Благодаря усилиям мэра вместимость гостиничных ресторанов в Сочи в 1960-е годы возросла в 15 раз! А заполняемость гостиниц в результате всех принятых мер увеличилась в межсезонье в 3 раза.
Ратовал П.И.Бажанов и за перевод гостиниц на новые формы работы, нетипичные для советской системы хозяйствования. В 1966 году соответствующее разрешение на эксперимент с гостиницей и рестораном "Кавказ" было получено. "Кавказу" предоставили самостоятельность, в разы сократив число показателей оценки хозяйственной деятельности. Для гостиницы было оставлено из прежних 18 только 2 показателя – фонд заработной платы и прибыль, а для гостиничного ресторана – 3 – план товарооборота, фонд заработной платы и план накоплений.
Директора гостиницы и ресторана стали сами определять структуру штатного расписания, оклады сотрудников, не отчитываясь по этим позициям перед финансовыми органами. В результате удалось сразу же сократить штаты на 1/3 и тем самым не только сберечь большие суммы государству, но и повысить материальное поощрение лучших работников, активизировать жилищное строительство.
Это была настоящая революция! Как следствие, возникло мощное давление, направленное на пресечение эксперимента. Тогда П.И.Бажанов обратился непосредственно к главе советского правительства А.Н.Косыгину и смог заручиться его поддержкой. Эксперимент продолжился. Включил он и другие нововведения, как-то: предложение об отмене этажных дежурных в "Кавказе". В Советском Союзе это было стандартной практикой – ни один этаж ни одной гостиницы в стране не обходился без поста дежурной. Она выдавала ключи от номера, следила за передвижением постояльцев, выпроваживала засидевшихся в гостях визитеров. Мэр поинтересовался у участвовавших в совещании представителей силовых ведомств, нужны ли им гостиничные дежурные? Руководители в один голос ответили, что не нуждаются в такого рода осведомителях. Никто другой за дежурных не вступился, и их в "Кавказе" ликвидировали.
Одновременно был сделан акцент на резком повышении уровня обслуживания в гостинице и ресторане "Кавказ". Впервые в сочинской практике в этой гостинице стали организовывать для клиентов рыбную ловлю в открытом море, лесную охоту, пикники в горах. Желающим порыбачить предоставлялись лодка и инвентарь. Охотникам вручалось ружье и выделялся участок, на котором можно было встретить дикого кабана, пострелять пушных зверей. Выдавались инвентарь и провизия для пикников. Гостиница организовывала также лечение в курортной поликлинике.
Большое внимание уделялось, казалось бы, сущим мелочам, которые в СССР, как правило, игнорировались. П.И.Бажанов заприметил различные нюансы гостиничного обслуживания во время ознакомительных поездок на курорты Франции, Италии, Японии и других стран и с энтузиазмом стал внедрять их в Сочи. Он лично участвовал в составлении справочника и буклета по гостинице "Кавказ". Настоял на размещении в каждом гостиничном номере меню ресторана, галантерейного набора (нитки, иголки, булавки, пуговички), сувенирных пепельниц, писчей бумаги и конвертов с эмблемой "Кавказа", путеводителя по Сочи и окрестностям. При отъезде клиентам вручались памятные сувениры и значки.
Жесткие требования начали предъявляться к обслуживающему персоналу: в "Кавказ" набирались грамотные, культурные, вежливые и владеющие иностранными языками сотрудники. Таких явно не хватало. Поэтому в Сочи учредили техникум по подготовке специалистов гостиничного хозяйства. Выявились трудности и с рекламными материалами. На первых порах их заказывали в других городах и даже за рубежом (в то время такое случалось чрезвычайно редко). А затем в самом Сочи развернули типографию по выпуску красочной высококачественной рекламной продукции.
Ввели в практику анкетирование постояльцев "Кавказа", в которых те могли дать оценку сервису в гостинице. И мэр постоянно повторял: "Накопим опыт и тогда сможем перевести на новые формы обслуживания другие гостиницы и рестораны".
Мысль о том, что повышение качества обслуживания – главная задача работников курорта, звучала в сотнях интервью СМИ. Так, в беседе с корреспондентом общенациональной газеты "Советская Россия" (07.12.1996) П.И.Бажанов сказал: "Ну а что касается повышения качества обслуживания, то тут возможности неограниченные. Мне довелось побывать во многих курортных городах Средиземноморского побережья. Есть там незыблемое правило для работника сферы обслуживания – он обязан заботиться о хорошем настроении гостей. Ведь и в самом комфортабельном санатории можно испортить человеку настроение, и вся прелесть отдыха пойдет насмарку. Так вот там сотрудники, проявляющие неуважение к гостям, черствые, неприветливые, отстраняются от работы. Приветливая улыбка обязательна для каждого работника сферы обслуживания".
Курортное хозяйство в Сочи велось комплексно, создавались целые курортные городки. Ударными темпами был простроен курортный комплекс на пять тысяч мест в Адлере. Вблизи моря, на участке в 50 га, выросли многоэтажные пансионаты с круглогодичным режимом работы. В комплекс вошли комбинат бытового обслуживания, телеграф, медицинский пункт, столовые, театры, детские ясли и сад, спортивные площадки. Полной реконструкции подвергалась курортная зона в Лазаревском районе. Ранее там на побережье размещалось более двадцати мелких разрозненных пионерских лагерей. Они не отвечали санитарно-гигиеническим и архитектурным требованиям, в них отсутствовали водопровод и канализация, а нередко и холодильные установки, энергоосвещение. Работали лагеря только два-три месяца в году. В 1960-х годах все они были перенесены в зону специально созданного детского курорта Аше с адекватными бытовыми и санитарными условиями, с возможностью их круглогодичной эксплуатации.
В тот же период Сочи обзавелся новыми туристскими базами на 12 тысяч мест, 8 приютами в горах, 12 автопансионатами и кемпингами на 5500 мест. Были приложены большие усилия для развития туристических центров. Главным стала Красная Поляна, другими крупными – базы на Аибге и в Бабук-Ауле. Были созданы три туристические зоны. В низменных районах для однодневных путешествий в апреле-октябре; в среднегорье для дальних путешествий летом и лыжных прогулок с декабря по март; в высокогорье – для альпинистских восхождений и скальных тренировок.
В целом за десятилетие количество мест в курортных учреждениях Сочи увеличилось в 10 раз до 200 тысяч, в том числе 58 тысяч мест в курортных городках. Кроме того, 50 тысяч мест имелось в частном секторе. В 1971 году в Сочи поправило здоровье в общей сложности 2 млн человек, из них 1 млн – по путевкам и курсовкам, 100 тысяч – иностранцев.
Евгений БАЖАНОВ.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Парк "Ривьера" в январе

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи


Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.