Услуга такси в Сочи входит в один из основных секторов городского малого бизнеса. И поступления с недавних пор в бюджеты всех уровней стали заметными. Почему с недавних пор? Раньше под флагом различных ООО, ОАО, государственных компаний работали порядка 10% таксомоторов от всех перевозящих по городу авто. Остальные – бомбилы, от которых ни порядка не дождешься, ни поступлений в государственную казну, ни понятного графика работы. Местные власти сколько копий сломали, чтобы хотя бы призвать таких таксистов к элементарному порядку: сменить пузырящиеся на коленях треники на приличную униформу, выдраить автомобиль, с пассажирами обращаться по-человечески. А самое главное – не драть три шкуры за свои услуги. Совсем недавно таксисты не просто раздражали, а вызывали возмущение у ступивших на сочинскую землю гостей. Да и как не возмутиться – хватают за руки, предлагая поездку, кричат, выясняют отношения между собой. Административные наказания не приносили большого эффекта. Только в период крупных событий, как Олимпиада, чемпионат мира по футболу, Всемирные хоровые игры, властям вместе с полицией удавалось утихомирить пыл бомбил. Но потом все возвращалось на круги своя…

Как-то незаметно все решилось, когда все операторы такси и многие индивидуалы нашли свое счастье под крышей глобального оператора "Яндекс.Такси". Кроме него остались несколько мелких операторов, которые собирают заявки через мобильные приложения. Новая схема сотрудничества позволяет контролировать заказ с самых первых минут возникновения взаимоотношений с перевозчиком. Кто пользуется услугами современного таксомотора, тот знает, что нынешние цифровые технологии помогают знать все об обслуживающем персонале: марка, номер машины, имя водителя, где он находится, когда приедет, все это отслеживается по GPS-карте. Здесь и проволочек не может быть, и гарантировано достойное обслуживание, потому что каждый может оставить отзыв, как прошла поездка. Был ли пристегнут водитель, пользовался ли маской, как ехал… Можно сказать, что водители стали дорожить репутацией, сменили язык общения с "А че?" на "Добрый день! Не дует ли в окно?", "Какие пожелания у Вас?". Вот что значит правильная организация процесса! Известно, что хаос начинается там, где отсутствуют вожжи. В данном случае вожжи – это центральный оператор, с которым мы связываемся, когда необходимы транспортные услуги.
Местные предприниматели, которые участвуют в программе, заключившие договор на предоставление услуг, тоже довольны. Здесь все по-честному, платишь процент, остальное получаешь сам.
Говорит Самвел Оветисян, владелец десятка автомобилей, который брендирован "Яндексом":
– Пока вопросов нет. Договор соблюдается на сто процентов. Взаиморасчеты осуществляются моментально, проволочек не наблюдается. Причем к сервису можно привязать электронные карты, кошельки. Для клиента удобно и нам проблем не создает. Уходим от расчета наличными, что повышает прозрачность и благоприятствует сохранению здоровья в условиях пандемии.
Для нас, клиентов, – услуги на любой вкус и кошелек. Здесь можно заказать "эконом-класс", "бизнес", "комфорт", представительский автомобиль, доставку документов, продуктов, лекарств. Все эти опции есть в приложении. Водитель "Киа", который работает с глобальным оператором, рассказал, что, действительно, новые условия заставили приосаниться. Раньше он мог выйти на линию в домашней одежде и комнатных тапочках, а также небритым и не опрысканным парфюмом, а сейчас непреложное требование – приличная рубашка, никаких шортов, выглаженные брюки и начищенные туфли.
– Пассажиры очень четко следят за дресс-кодом, и тут же вываливают свои негативные впечатления в эфир. Если рейтинг падает, то, когда клиенты заказывают машину, обращают внимание и могут отказаться от твоих услуг. Поэтому я стал вежливым, пушистым. Знаете, никогда не думал, что вежливость и хорошее настроение тоже могут приносить деньги.
Нужно заметить, что на такую позитивную трансформацию транспортного сервиса повлияли и городские власти, которые постоянно обращают внимание на облуживание сочинцев и гостей курорта.
Как нам рассказали в управлении потребительского рынка и услуг администрации города, проводятся постоянные рейды, опросы. Вместе с ГИБДД выборочно проверяется состояние автомобилей. Все эти сведения ложатся на стол мэру. Глава города лично интересуется состоянием обслуживания таксомоторами.
Вдобавок, в условиях пандемии услуги такси оказались очень востребованы, потому что, пользуясь ими, можно избежать пребывания в толпе. Популярной, как уже было сказано выше, стала доставка, особенно лекарств и продуктов. Несмотря на то, что в городе развивается сеть каршеринга, такси остается одним из популярных и удобных видов общественного транспорта.

Владимир ГЛЕБОВ.
Фото из открытых источников.