Ежедневно переступая порог Лазаревского Центра национальных культур, Елена попадает в свое кукольное царство, которое долгое время терпеливо создавала собственными руками. Почти семь лет назад народная студия декоративно-прикладного искусства "Ленточка" объединила под своим "крылом" талантливых, увлеченных любимым делом людей. И дала возможность ей самой в полной мере реализовать свои творческие планы.
– Все, как обычно, началось с маленькой "искры", – вспоминает Елена Войцещук. – Талантливых, неординарных людей разных специальностей и увлечений, желающих работать, искать, творить, вокруг немало. Одних привлекает живопись, других – гончарное искусство, третьих – вязание и шитье. Есть и те, кто занимается традиционными народными ремеслами или, например, способен делать совершенно уникальные вещи из природных, подручных материалов, которые буквально находит под ногами. Мы, конечно, слышали друг о друге, но были разобщены, действовали сами по себе. Хотя потребность в общении, совместном творчестве, безусловно, была колоссальной. Одно дело – трудиться в одиночку в мастерской, расположенной в своей собственной квартире, и совсем другое – вместе, обмениваться опытом, задумками, делать что-то общее. Так и появилась идея создания творческой студии.
В 2013-м вместе с коллегой – мастером по бисероплетению Еленой Дичковой – был сделан первый шаг в реализации этого проекта, рассказывает Елена Войцещук. Сначала творческое объединение было частным – ни денег, ни условий, все держалось на энтузиазме и взаимной поддержке. Процесс пошел только после принятия год спустя краевой программы, направленной на поддержку народных ремесел и декоративно-прикладного творчества.
– Сразу поступило предложение от руководства Лазаревского Центра национальных культур – нам выделили помещение, создали необходимые условия для работы, оказали пусть небольшую, но финансовую поддержку, – говорит она. – Тогда, на первых порах, в "Ленточке" занимались творчеством около десятка самодеятельных мастеров. И не только из районного центра. Среди нас были школьники, студенты, пенсионеры, люди самых разных специальностей и творческих интересов.
Сама Едена с увлечением погрузилась в любимое дело. Работала много, творчески, с огромной самоотдачей.
– Я родом из Хабаровска, с малых лет училась шить у родной бабушки, – рассказывает она. – Привычное занятие – в жизни все пригодится – постепенно переросло в нечто большее. Мне всегда хотелось совершенствоваться, пробовать новое, осваивать разные техники шитья, придумывать что-то свое.
В 1979-м – тогда она училась в 7 классе – семья переехала в сочинский поселок Лазаревское, вспоминает Елена. Через четыре года талантливая девушка окончила трехмесячные курсы в районном ДК, на базе которого позже и был образован Центр национальных культур.
– Это непередаваемое ощущение – видеть плоды своего труда, когда практически из ничего появляется вещь, доставляющая тебе эстетическое удовлетворение, – признается Елена. – Конечно, проще пойти и купить что-то в магазине, но созданное своими руками – бесценно. Тогда же, в юности, я начала пробовать делать первые куклы. Все больше "погружалась" в тему, изучала историю, особенности, значение славянской народной куклы, а она неисчерпаема. Эта тема настолько "зацепила" меня, что увлечение с годами стало делом всей моей творческой жизни.
Даже сегодня, будучи общепризнанным специалистом и большим знатоком в этой области, Елена Войцещук продолжает постоянно учиться: общается с коллегами из других регионов, посещает мастер-классы, слушает лекции ведущих российских профессоров искусствоведения, изучает вопрос с научной точки зрения.
– Народная кукла – обрядовая, обереговая, игровая – это особый, до конца непознанный и изученный нами мир, особая мудрость и философия, – подчеркивает она. – Многие относятся к ней, как как некоему пережитку прошлого, другие – как к музейному экспонату, антиквариату, предмету для банального коллекционирования, видя в ней лишь экзотику и мистическое начало, нисколько не вникая в суть вопроса. А это, безусловно, большая ошибка. Через народную куклу можно познать истинную, исконную, настоящую душу, характер и глубинное жизненное мировоззрение наших предков, увидеть все этапы развития народа – от древности до сегодняшних дней.
Каждая кукла, с любовью созданная руками талантливого мастера, – в коллекции Елены Войцещук их сотни, – без преувеличения, выстрадана, по-своему уникальна и неповторима. Она сравнивает их с детьми – одна не похожа на другую, у всех – собственные нрав, история и судьба. Сделанные из совершенно разных материалов, они живут своей индивидуальной частной жизнью.
– В старинных славянских семьях – в прежние времена это являлось неизменной традицией – куклы были у каждого члена семьи, причем на все случаи, – рассказывает Елена. – Учитывая, что семьи были большими, многодетными, их порой насчитывалось до 170 штук! Куклы сопровождали человека в течение всей его жизни – от рождения до смерти. Каждую делали сугубо индивидуально – они оберегали, лечили, поддерживали человека, поэтому такие вещи не принято было дарить другим и уж, тем более, передаривать, как подобное часто делают сейчас. Считалось, – к беде.
Работы Елены Войцещук можно увидеть не только в Лазаревском ЦНК. Вместе с коллегами она регулярно участвует в краевых и всероссийских выставках, крупных международных событийных мероприятиях, проходящих в Сочи и Краснодаре. В активе "Ленточки" немало дипломов, почетных грамот и благодарственных писем. В творческом тандеме с супругом – знаменитым художником, мастером гончарного искусства Андреем Войцещуком – Елена регулярно устраивает персональные выставки, проводит мастер-классы для всех желающих. И продолжает серьезно заниматься исследовательской работой. Теперь в сфере ее интереса – изучение истории развития, общих черт, а также особенностей создания народных кукол у славян и народов Северного Кавказа, в частности, проживающих в родном Сочи.
– Тема многогранная, глубокая и по-настоящему неисчерпаемая, – убеждена она. – При всем том, что мы, на первый взгляд, не похожи друг на друга, говорим на разных языках, имеем иные исторические корни и религиозные воззрения, мы все же тесным образом объединены процессом взаимопроникновения и обогащения наших культур. Например, огромный интерес представляет все, что связано с обрядовыми куклами у адыгов, армян, грузин, осетин и других этносов. Как, к слову, объяснить современным скептикам механизм безотказной "работы" старинного обряда вызывания дождя, издревле, еще с языческих времен, сохранившегося у причерноморских шапсугов? Человек давно полетел в космос, "приручил" атом, научился прогнозировать погоду на месяцы вперед, а тут в засуху дети наряжают куклу, дружно поют старинную песню, услышанную от старших, обливают друг друга водой – и пожалуйста вам – дождь, как из ведра! Чудо? Мистика? Случайность? Что бы это ни было, но результат очевиден. И, конечно, требует глубокого, предметного, всестороннего изучения. Поэтому работы много, причем на долгие годы. На нашем веку скучать точно не придется!

Анзор НИБО.
Фото автора.