У подножия святынь

Иерусалим_на_сайт.jpgВ минувшую среду верующие мусульмане Сочи вместе со своими единоверцами во всем мире широко отметили один из самых почитаемых в исламе праздников – День жертвоприношения Курбан-Байрам, символизирующий окончание паломничества к святым местам. В разное время в ходе рабочих поездок в Израиль корреспонденту "НС" удалось дважды совершить так называемый "малый хадж", посетив третий по значимости для каждого правоверного после Мекки и Медины великий город пророков Иерусалим.

Люди знающие говорят: побывать на Земле Обетованной и не увидеть Вечный город, расположенный на перекрестке древнейших мировых культур и цивилизаций, все равно, что, например, посетив в разгар лета курортный Сочи, хотя бы раз не окунуться в Черном море. И не зря.
– Если хочешь увидеть настоящий Иерусалим, во всем его блеске и колорите, обязательно поезжай туда в конце рабочей недели, – посоветовал один знакомый из числа жителей черкесского аула Кфар-Кама, расположенного в двух часах езды отсюда, и многозначительно добавил: – Я больше ничего не скажу – все поймешь сам.
Завтра была пятница, а значит, карта ложилась, как нельзя лучше.
Иерусалим завораживающе красив в любое время года. Смотреть на него можно часами. С возвышенности Вечный город подобен живой географической карте – на просторной панораме идеально, в мельчайших деталях, видно практически все: и четко очерченный древними стенами, напоминающими пунктир, Старый Иерусалим, и словно опоясывающие исторический район современные кварталы, где за внешне неспешным ритмом жизни скрыто могучее дыхание огромного мегаполиса. Святая Земля манит, поражает, заставляет иначе смотреть на давно привычные вещи и ценности. Воздействует ли на подсознание магическая сила величия его имени или это влияние непостижимого магнетизма древности, спрессованной здесь в многослойный исторический пласт, не знаю. Может быть, и то, и другое. Для людей верующих, приезжающих на Землю Обетованную, чтобы прикоснуться к вечным столпам религии, главным руководством к действию является, прежде всего, безграничная магия духовности и веры – тут она ощущается особенно сильно.
Чтобы почувствовать истинное дыхание истории, а в Иерусалим, переживший разные культурные эпохи и цивилизации, туристы со всего мира едут именно за этим, нужно заранее тщательно спланировать свой маршрут. Вопреки российской привычке, когда мы, как правило, стремимся проследить ход времени "по часовой стрелке" – идем из прошлого в настоящее, словно плывем по течению реки, здесь в нарушение всех законов хронологии – для достижения наибольшей остроты ощущений – следует выбрать совершенно иной – обратный – путь.
Иерусалим представляет собой три города в одном. Деление отнюдь не случайно и является данью многотысячелетней истории и древним религиозным канонам, устоявшимся здесь веками. Западный Иерусалим, как теперь называют современную часть города, где преимущественно проживает еврейское население, представляет собой достаточно привлекательные по своей архитектуре и внешнему виду кварталы, созданные в совершенно особом – продуманном до малейших штрихов – гармоничном стиле. Здесь даже на дилетантский взгляд туриста, впервые приехавшего на Землю Обетованную, можно легко определить тонкое смешение разных стилей и форм, за которыми, так или иначе все же прослеживается твердое стремление местных жителей неукоснительно следовать былым традициям. Слепого преклонения перед модерном и бездумного следования западному примитивизму, когда для ускорения процесса и экономии средств возводятся одинаковые типовые коробки жилых домов, вы здесь не встретите. Даже в гранитно-стекольном облике фешенебельных небоскребов видны отблески Старого города с его каменными стенами, доисторическими замками и башнями.
Часовой вояж по улицам Иерусалима – спальным районам, деловому Сити, мимо здания Кнессета – израильского парламента, знаменитого Национального музея, Верховного суда, мемориала жертв Холокоста Яд Вашем, возведенного в память о шести миллионах евреев, погибших от рук фашистов, подтверждает необходимость продуманного перспективного плана развития территории. При всей перенаселенности Вечного города и баснословных ценах на землю, о лихом и бездумном жилищном строительстве, как это, к сожалению, зачастую наблюдается в курортном Сочи, тут никто даже помышлять не смеет – каждое новое здание четко соответствует природному ландшафту, удачно вписывается в городскую инфраструктуру. Оттого он, Иерусалим, наверное, и считается вечным, что не приемлет сиюминутных прихотей человеческих и вопиющего неуважения к своей древней истории, знавшей времена расцвета и заката.
Восточный или арабский Иерусалим – город контрастов. Прошлое и настоящее здесь сплелись настолько тесно, что, кажется, за минувшие несколько столетий уклад жизни и быта бедуинов практически не изменился. Это совершенно иной – средневековый и патриархальный – мир, существующий по собственным правилам и законам, далеким от привычных сознанию европейца социальных и этических норм. Узкие грязные улицы, приторный запах восточных благовоний и специй, приглушенный аромат дымящихся кальянов, доносящийся из маленьких придорожных кафе и ресторанчиков, переполненных посетителями, вьючные животные, окружающий воздух также отнюдь не озонирующие, и громкая гортанная речь соседствуют с уникальными, совершенно неповторимыми по своей красоте и былому величию творениями древней арабской цивилизации. Тут можно не только легко заблудиться. Говорят, само пребывание в арабских кварталах одиноких и праздно шатающихся туристов – экстремальное развлечение, как говорится, на любителя.

Иерусалим_2_на_сайт.jpgВнутри Западного и Восточного Иерусалима есть еще один город – Старый, обнесенный мощными крепостными стенами. Именно вокруг него, слой за слоем, квартал за кварталом в течение почти шести тысячелетий "обрастало" все остальное.
Прежде чем пуститься в долгожданное и обещающее немало интересных открытий путешествие по Старому городу, туристов приглашают посетить смотровую площадку, расположенную на бульваре Хаас. Отсюда весь Иерусалим виден настолько великолепно, что легко различаются даже самые отдаленные и окраинные его уголки. Вот в самом центре картинки – знаменитая Храмовая гора, где более трех тысяч лет назад было построено первое в Вечном городе святилище, великолепно просматривается и золотой купол крупнейшей мусульманской Мечети Скалы. Тут же легко различима гора Сион. Неподалеку от нее высятся маковки христианских церквей, где-то рядом с ними – известные во всем мире Храм Гроба Господня и Стена Плача. Все три ведущие мировые религии – христианство, ислам и иудаизм – волей исторической судьбы объединились в самом сердце Земли Обетованной. Когда-то давно, если верить преданиям, здесь находился центр всего мироздания, сосредоточивший на небольшом пространстве главные святыни верующих людей разных конфессий.
Почему знакомый советовал побывать в Иерусалиме именно в выходные, стало понятно, когда экскурсионный автобус припарковался неподалеку от Дамасских Ворот – одного из семи входов в Старый город. Число туристов увеличивалось час от часа – в пятницу, субботу и воскресенье эту "армию" дополняют десятки тысяч верующих, спешащих совершить молитвы у святых мест. Многие из прибывших, прежде чем переступить порог Старого города, тщательно приводят себя в порядок. За Дамасскими Воротами начинается так называемый Мусульманский квартал, попасть в который можно, лишь выполнив несколько важных условий, связанных, главным образом, с внешним видом посетителей. Мужчинам проще – особых требований или ограничений к их одежде, помимо скромности и удобства, нет. Отношение к женщинам здесь более "трепетное" – они должны быть обязательно в платках, прикрывающих волосы и шею, руки до запястья закрыты, длинные юбки скрывают колени.
Вскоре выясняется, что этого явно недостаточно. Попасть на территорию можно только пройдя строгий фейс-контроль, проверку документов и рамку металлодетектора. Охранники у входа к иностранцам, не знающим арабского языка, относятся без особого пиетета, поэтому зачастую без посторонней помощи тут не обойтись. Сопровождавший корреспондента "НС" житель Кфар-Камы Айбек Ачмиз работает экскурсоводом в Иерусалиме – все здешние входы-выходы знает досконально, с тонкостями национального туризма знаком давно.
– На территории мусульманского комплекса Аль-Аксы действуют особые правила – сюда могут попасть только последователи ислама, – поясняет он. – Эти жесткие ограничения введены после Шестидневной войны 1967 года. В вооруженном противостоянии евреям удалось установить контроль над всем Иерусалимом, но эта часть города до сих пор принадлежит арабам, которые распространили здесь свои строжайшие порядки.
После непродолжительной заминки и объяснения со строгими секьюрити, настойчиво требовавшими доказать наше мусульманское происхождение, мы, наконец-то, оказываемся внутри комплекса. На большой территории, несмотря на каменистую почву великолепно озелененной, расположилось медресе для подростков и главная святыня мусульман – Мечеть Скалы. Отсюда, со Скалы, как гласит древнее предание, пророк Мухаммед на своей лошади Эль Бурак вознесся на небо. Внутри здания на центральном месте расположен священный камень, на котором Авраам готов был принести в жертву Исаака, с него же, рассказывают, пророк Мухаммед сел на своего коня и вознесся ввысь. А под камнем имеется склеп, где, убеждены верующие мусульмане, у Колодца Душ собираются духи умерших людей.
Некогда давно, еще задолго до рождения Христа, в этой части Иерусалима был возведен величественный храм. Ирод, царствовавший тогда в Иудее, решил поразить весь мир масштабами строительства и размерами святыни. Десятки лет тут трудились сотни тысяч людей. Из массивных каменных плит, отдаленно напоминающих египетские, был создан огромный фундамент, на котором возник великолепный храм, неоднократно становившийся предметом раздора между представителями разных религиозных конфессий. За право владеть Вечным городом бились вавилоняне, римляне, арабы, крестоносцы, иудеи, рыцари-тамплиеры. Храмовая гора переходила из рук в руки, разрушалась, восстанавливалась вновь. После второго разрушения Храма сюда надолго пришли мусульмане. На месте иудейской святыни возникли мечети Скалы и Аль-Аксы, представляющие собой уникальные творения исламского зодчества. Древние архитекторы придали мечетям особые формы. Например, стены мечети Скалы, украшенные средневековой мозаикой с изображением традиционного восточного мусульманского орнамента и строками из сур священного Корана, имеют правильные контуры геометрического многоугольника, а такого купола и вовсе больше нет нигде в мире. Первоначально купол был покрыт позолотой, а после недавней реконструкции его "соткали" из сотен золотых пластин, переданных в дар комплексу королем Иордании Хусейном. Сегодня мечеть Скалы больше известна как мечеть Золотого купола. Древние арабы смотрели далеко вперед – благодаря ослепительно блестящему на солнце куполу это место теперь видно из любой точки Иерусалима и считается центром Вечного города.
Сегодня религиозный комплекс, почитаемый во всем исламском мире, занимает территорию в 14 гектаров. Говорят, много веков назад каждый мусульманин, прежде чем сделать намаз, поворачивался лицом сначала к Иерусалиму, а только потом обращал свой взор на Мекку. Здесь находится самая ближайшая, как считают последователи ислама, точка послания молитвы к Всевышнему.
Спустившись на несколько сотен ступенек по широкой каменной лестнице, попадаешь в самую большую в Иерусалиме мечеть Аль-Аксы, построенную в начале 8 века н.э. халифом Абдуллой Валидом. Древние строители постарались сделать святилище не только просторным и вместительным внутри, но и красивым, особенно интересна византийская мозаика, украшающая ее стены. В примыкающем к мечети Исламском музее выставлено немало ценнейших с исторической и культурной точки зрения экспонатов, рассказывающих о жизни мусульман в Иерусалиме. В отличие от пребывания в комплексе, посещение музея платное, билеты продаются здесь же в небольших палатках.
На Храмовой горе также находится Мечеть Цепи – это своего рода уменьшенная копия Мечети Скалы. Существует легенда, по которой царь Соломон велел повесить здесь цепи: когда ее касался клятвоотступник, его убивала молния.
Час спустя мы неторопливо обедали в небольшом уютном арабском ресторанчике, расположенном на одной из окрестных горных вершин, обрамляющих Иерусалим. Многоликий город с многотысячелетней историей, бурными человеческими страстями и удивительной по силе духовной аурой – неким тонким синтезом невообразимой древности и современности, веры и атеизма, земного и духовного, мирно раскинулся в низине во всем своем величии и великолепии. Говорят, каждый, кто хоть раз побывал здесь, уже может считать жизнь удавшейся, а в качестве дополнительного бонуса – рассчитывать на исполнение любой, даже самой сокровенной надежды или мечты. Ну что ж, загадаем…
А. НИБО.
Сочи – Иерусалим – Сочи.
Фото из архива автора.


Печать