Выбор – жизнь без наркотиков

беседа_с_подростком.jpegРаспространение употребления наркотиков и наркозависимости – одна из самых серьезных проблем современного общества. Наркотики – это психоактивные вещества, способные оказывать воздействие на нервную систему и вызывать изменение сознания человека. Алкоголь и табак также относят к психоактивным веществам.

Основной признак развития наркомании: привыкание к наркотику, необходимость увеличивать дозу и частоту приема, появление физической зависимости от наркотика – появление абстинентного синдрома, или "ломки" в отсутствие очередной дозы.
Все психоактивные вещества – яды, из-за гибели клеток мозга у наркомана нарушается мышление, снижаются интеллект и память. Употребление наркотиков вызывает изменения психики, аналогичные появляющимся при шизофрении: замкнутость, обеднение эмоциональных реакций, расстройства восприятия, двигательные нарушения.
Поскольку все яды в организме обезвреживаются печенью, прием наркотиков вызывает гибель ее клеток и развитие цирроза. А из-за постоянной стимуляции систем организма у наркоманов быстро истощается сердечная мышца, значительно снижается иммунитет.
Наркоман лишается большинства своих социальных контактов. Из-за нарушения эмоционально-личностной сферы он становится неинтересен бывшим друзьям, а основным предметом его собственных интересов становится употребление очередной дозы.
Поиск денег для покупки наркотиков перемещает людей в криминальные слои общества, а затем толкает на преступления, в том числе и тяжкие. Гибель от употребления наркотиков наступает очень быстро, что приводит к увеличению смертности среди молодежи.
Профилактика распространения наркомании среди детей в семье не даст результата без создания доверительной обстановки. Ребенок должен чувствовать и в семье, и в школе, и на улице безопасность для своей жизни. Необходимо, чтобы детей изначально научили просить помощи при необходимости, они должны чувствовать себя защищенными и знать, что дома их любят, ждут, независимо от поведения.
Необходимо объяснять детям ценность здоровья, в том числе, здоровья головного мозга. Чтобы головной мозг хорошо работал, необходимы полноценный сон, зарядка по утрам, сбалансированное питание, умение чередовать работу и отдых. Отдых – это не полежать на диване со смартфоном, это прежде всего смена деятельности.
У детей, кроме учебы, должны быть обязательно домашние обязанности на благо семьи. Тогда ребенок научится самостоятельности, ответственности и не станет зависимым.
Кроме того, необходимо, чтобы ребенок научился чувствовать и выражать эмоции без вреда для себя и окружающих, общаться со сверстниками и взрослыми, не боялся проявлять себя. К сожалению, многие взрослые сами этого не умеют делать и не могут научить детей.
Кроме семьи и школы у ребенка должно быть еще общение в социуме – это кружки, секции творческой и спортивной направленности. Учите ребенка помогать другим, сочувствовать, доверять и уметь прощать – очень важно. Все эти ценности формируются в семье на примере родителей. Необходимо, чтобы растущий человек учился преодолевать трудности жизни без сильного стресса. А это возможно только при натренированной привычке трудиться, используя силу воли и силу духа. Тогда молодой человек не будет бояться жить, не будет менять жизнь на наркотическое забытье.
Н. МИКЛЯЕВА, медицинский психолог ГБУЗ "ЦОЗиМП г.Сочи"МЗКК.
Фото из открытых источников.


Печать