От прошлого к будущему

museum1.JPGМногие годы педагоги образовательных учреждений и работники Лазаревского этнографического отдела Музея истории города-курорта Сочи реализуют совместные просветительские программы по приобщению молодежи к богатейшей культуре и древним традициям народов, проживающих на Черноморском побережье. Особенной популярностью у детей пользуются занятия, проходящие в интерьерах выставочных экспозиций.

Обычно тихие по утрам залы еще не успевшего окончательно "проснуться" музея – тут гулким эхом разносится каждый неосторожный звук и шаг – мгновенно наполняются веселым гомоном десятков детских голосов. Большой шумной стайкой, похожие на вездесущих непослушных воробышков, они норовят заполнить буквально все вокруг, но, попав в совершенно незнакомый – новый и удивительно интересный – мир, разом завороженно умолкают. Увиденное, судя по всему, малышей "зацепило" сразу: вполне понятное волнение, охватившее детвору, – где еще в одном месте можно увидеть столько редких вещей и непонятных предметов – выдавали только ярко блестящие глаза. Сели, притихли, любопытно крутя головами вокруг в нетерпеливом ожидании чуда.
– Мы всегда рады гостям, у нас регулярно бывают школьники, студенты, воспитанники военно-патриотических клубов, юнармейцы, активисты молодежных организаций, но таких посетителей – сегодня к нам пришли малыши Центра развития ребёнка – детского сада №118 поселка Лазаревское, – встречаем с особым удовольствием, – признается заведующая музеем Елена Девина. – Работаем с коллективом дошкольного учреждения, носящего символичное название "Исток", давно, очень продуктивно, часто посещаем сам детский сад, и, конечно, приглашаем малышей к себе. То, что они увидят и услышат здесь, несомненно, запомнится им на всю жизнь.
Посещение музея – не просто познавательная экскурсия, а часть привычной повседневной деятельности учреждения, подчеркивает руководитель детсада Татьяна Пономаренко. Несколько лет назад педагоги сто восемнадцатого разработали авторскую программу под названием "Дошколятам об этномире народов Причерноморья", рассказывающую об истории, культуре, традициях русских, адыгов-шапсугов, амшенских армян, кубанских казаков и понтийских греков. Как уже рассказывали "НС", недавно практический опыт инновационной деятельности сочинских педагогов, направленный на формирование у подрастающих поколений знаний о многонациональном населении города, был отмечен сертификатом I краевого фестиваля "Инноватика. Образование. Мастерство", прошедшего в рамках Года педагога и наставника на базе Краснодарского института развития образования.
Работа важная, общественно значимая, отмечает Татьяна Пономаренко. Дети с детства учатся вместе жить, дружить и помогать друг другу. На этих важнейших принципах – добрососедства, взаимопонимания, уважения к духовным и нравственным ценностям, семейным устоям, культуре и традициям других народов – построена и образовательно-воспитательная программа детского сада. Малыши погружаются в интересный, богатый и очень колоритный мир, изучая его как на тематических занятиях, так и на практике – здесь регулярно проходят праздники этнических культур, разнообразные концерты, конкурсы и фестивали.
– С ранних лет мы прививаем детям чувства патриотизма и любви к Отечеству, – рассказала заведующая учреждением. – А такой большой, многонациональной страны, как Россия, где, бок о бок, в мире и согласии сосуществуют сотни народов, больше нет нигде в мире. Малыши познают все это на личном примере, проникаются идеей, что принадлежность к той или иной национальности – не признак различия, а наше общее богатство. Да, мы все разные, но мы дружны, едины и должны сообща бережно хранить бесценное наследие предков.
Всестороннюю поддержку педагогам "Истока" оказывают давние социальные партнеры – национальные общественные организации Лазаревского района, в частности, "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов. Подобное заинтересованное тесное взаимодействие уже дает вполне реальные результаты: малыши достаточно хорошо для своего возраста знают названия народов, проживающих в Сочи, легко ориентируются в их традициях, обрядовой культуре, особенностях национальной одежды и кухни, танцах, музыкальных инструментах и праздниках, учат распространенные слова и фразы, стихи и песни. Познают весьма сложную тему с большим желанием и настроением. В этом смогли убедиться почетные гости занятия, посвященного истории и культуре коренных жителей региона – причерноморских адыгов, прошедшего в музее в канун Дня народного единства. Дети не только осмотрели экспозицию музея, совершили увлекательный экскурс в историческое прошлое и современную жизнь шапсугов, но и сами смогли многое рассказать.
– Помогать в первую очередь хочется тем, кто трудится активно, творчески, не по шаблону, – отметил председатель "Адыгэ Хасэ" Маджид Чачух. – Конечно, этнокультурным и патриотическим воспитанием молодежи занимаются все образовательные учреждения, но цель, которую поставили перед собой педагоги "Истока", безусловно, особенно непростая. Они в авангарде этой работы. Важно не только приобщать детишек к древним традициям того или иного народа, но и на ярких исторических примерах взаимопроникновения, обогащения самобытных культур больших и малочисленных этносов воспитывать их в духе любви, уважения к многонациональной культуре нашей страны. Коллектив под руководством Татьяны Пономаренко с этой задачей успешно справляется.
После общения с педагогами и малышами руководитель общественного парламента шапсугов выполнил данное ранее обещание – подарил юным танцорам детского сада три комплекта черкесок со всеми необходимыми атрибутами – папахами, газырями, мужскими поясами и, конечно, небольшими сценическими кинжалами, являющимися неотъемлемой частью традиционного национального костюма горцев. Библиотеку "Истока" пополнил также красочный иллюстрированный альманах, в котором собраны интересные и познавательные материалы о многовековой истории и богатейшем духовном наследии адыгов.
Как и принято на Кавказе, не остался без памятного подарка и сам гость. В знак благодарности за многолетнее сотрудничество ему был вручен сувенир с адыгской символикой.

Анзор НИБО.
Фото автора.


Печать