ФАКТЫ БЕЗ ДОМЫСЛОВ

PRO_111.jpegРАЗМЕЩЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ ПРО В СТРАНАХ МИРА

Договор об ограничении систем противоракетной обороны был подписан 26 мая 1972 года в Москве советским лидером Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном и вступил в силу 3 октября того же года. Договор был заключен на неограниченный срок с правом выхода из него каждой из сторон.

Как отмечают эксперты, соглашение, с одной стороны, позволяло сдерживать гонку вооружений, а с другой – сохраняло стратегический паритет между США и СССР.

Однако уже в 1980-е годы Вашингтон стал пытаться обойти этот договор и нарушить имевшийся баланс. При администрации Рональда Рейгана в США была разработана программа «Стратегическая оборонная инициатива», которая предполагала защиту всей территории США от МБР с помощью размещения перехватчиков в космосе. Она получила неофициальное название «Звездные войны», но так и не была реализована, хотя и подстегнула гонку вооружений.

Сменивший Рейгана на посту президента Джордж Буш-старший в 1991 году выдвинул новую концепцию программы стратегической оборонной инициативы – Глобальную защиту от ограниченного удара. Она позволяла перехватывать ограниченное число ракет.

17 марта 1999 года американский сенат проголосовал за резолюцию, призывающую закрепить развертывание национальной системы противоракетной обороны в качестве элемента государственной политики США. Летом того же года президент США Билл Клинтон подписал одобренный конгрессом законопроект, который уполномочил Пентагон разместить элементы этой системы для защиты всей территории страны от баллистических ракет, когда это будеттехнически возможно. Усилия американских властей, в конечном счете, привели к выходу США из договора по ПРО. Соответствующее решение было принято в июне 2002 года. В том же году началось создание национальной и региональной систем ПРО США. Для осуществления соответствующих разработок было создано Агентство по противоракетной обороне.

После прихода к власти Барака Обамы США не отказались от амбициозных планов по созданию системы ПРО, но решили сделать ее более гибкой и мобильной. Инициатива получила известность как нестратегическая адаптированная ПРО. Она включает систему ПРО на территории США и развертываемые элементы американской ПРО в Азии, на Ближнем Востоке и в Европе. По данным на май 2021 года, на территории США установлено 44 ракеты-перехватчика шахтного базирования. Кроме того, элементы американской ПРО в виде мобильных комплексов Patriot размещены в Катаре, Кувейте, ОАЭ и Бахрейне. Япония, Турция, Израиль и Маршалловы острова предоставили свои территории для размещения радаров. В Европе сформирован морской компонент американской ПРО. Он состоит из нескольких эсминцев с Aegis и ракетами-перехватчиками SM-3. Они размещены на военно-морской базе Рота в Испании. Наземный компонент ПРО в Европе состоит из мобильной радиолокационной станции AN/TPY-2 в Турции и комплексов AegisAshore в Румынии и Польше. При этом база ПРО в румынском Девеселу уже работает, а сроки ввода в эксплуатацию аналогичных систем в Польше близ поселка Редзиково несколько раз переносились. Ожидалось, что они начнут функционировать не ранее 2022 года. Размещение элементов ПРОв Европе Вашингтон ранее объяснял необходимостью защиты от ракет Пхеньяна и Тегерана. При этом эксперты полагают, что реальная цель американской ПРО – ракетно-ядерный потенциал РФ и КНР. В Москве отмечают, что комплексы Aegis с пусковыми установками Мк-41 могут быть использованы не только для перехвата, но и для запуска крылатых ракет, что превращает эти системы в элемент наступательного потенциала Вашингтона.

К сведению,по состоянию на 2021-2023 годы США контролируют более 950 военных баз и объектов по всей стране (территория Америки буквально нашпигована ими), а также по всем миру. Военное присутствие США зафиксировано примерно в 80 иностранных государствах. Фактическое количество баз может быть выше, поскольку Пентагон предпочитает держать в секрете полные данные.

Ежегодно Белый дом тратит миллиарды долларов на оборонку. Зачем — вопрос, конечно, риторический. Сайт USA MilitaryBenefits пишет, что «глобальное присутствие необходимо для того, чтобы США имели возможность реагировать на кризис, где бы он ни происходил». Джо Байден, комментируя траты на вооруженные силы в 2023 году, заявил, что бюджет «направлен для поддержки национальной обороны страны, внешней политики, а также внутренней безопасности». Впрочем, так и есть. События последних лет в очередной раз доказывают, что США все делают в угоду личным интересам, за счет своих союзников.

 

А. ВИКТОРОВ (по материалам из открытых источников).


Печать