Валентина Лисина: "О домре с добротой и любовью"

Копия_2_февраль_Лисина_1.jpgАртистка Оркестра народных инструментов имени П.И. Нечепоренко "Русский сувенир" Валентина Лисина 8 февраля отметила свой юбилей. Инструментальному искусству города-курорта Сочи она служит более 50 лет, из них – более 45 лет в Сочинской филармонии. Выбранную еще в юные году профессию Валентина Дмитриевна никогда не меняла.

Уроженка Орловской области так вспоминает о своих первых шагах в искусство:
– В музыкальную школу города Ливны из родного села Остров меня за руку привела мама. И за это я до сих пор ей благодарна, ведь по сути она определила ту профессию, в которой я и по сей день. Правда, первые шаги давались мне с трудом. Но однажды мне стало нравиться то, что я играю, – и всё стало как-то само собой получаться. К завершению музыкальной школы я уже исполняла серьезные вещи из программы училища. Поэтому достаточно легко поступила в Орловское музыкальное училище, где училась по классу домры у преподавателя В.И. Максимовой. Параллельно с учебой работала в Орловской филармонии. В составе филармонического квинтета народных инструментов участвовала в музыкальных лекториях и концертах, которые проводились в школах, – это дало нужную практику и осознание, что мне нравится выступать именно в коллективах.
В июле 1971 года Валентина Лисина получила приглашение на работу в Сочинскую государственную филармонию. Выпускницу Орловского училища здесь знали, так как студенческий коллектив приезжал в город-курорт на гастроли. Художественный руководитель Сочинской филармонии Давид Григорьевич Гершфельд в тот период создавал новые коллективы и подбирал профессиональные кадры. В Сочи Валентина Дмитриевна отправилась, не поставив в известность родных и близких, и только, когда уже была принята на работу, сообщила родителям, где и кем она работает. Сочи не только открыл для начинающей артистки новые горизонты, но и поставил перед ней другие задачи. Поскольку работать ей предстояло в эстрадном коллективе И.Ф. Милаева, то домристке было предложено освоить… гитару.
– В первом отделении мы сопрвождали сольный концерт Ильи Милаева, в котором он пел русские и украинские народные песни, во втором отделении исполняли эстрадные мелодии. Поэтому мне предложили освоить гитару. Я целыми днями занималась, но добилась своего. Коллектив успешно работал. Спустя время я вошла в состав второго эстрадного коллектива, с которым сотрудничали солисты Людмила Литвиненко, Сергей Пронченко, Борис Айрапетов. Работали мы и с иллюзионистом-фокусником Филиппенко. Эстрадные коллективы были востребованы в 70-80-е годы в санаториях, и концертов у нас было много, – вспоминает Валентина Дмитриевна.
Вячеслав Абрашкин, возглавлявший ансамбль "Русский сувенир", сразу обратил внимание на талантливую инструменталистку и не рез предлагал ей перейти в его коллектив. Но увлеченная эстрадой Валентина не сразу согласилась на этот шаг. Вячеслав Ильич всё-таки нашел нужные аргументы, убедив, что она должна вернуться к домре, в "народную среду". С 1979 года артистка служит инструментальному искусству в "Русском сувенире" и вместе с коллегами-артистами прошла все этапы развития коллектива.
В первые годы своего существования ансамбль, в который Валентину Лисину приняли солисткой, был очень востребован и много гастролировал. Не успела она трудоустроиться, как отправилась в свои первые гастроли по Кубани, которые тогда ей показались достаточно сложными. Потом ей пришлось привыкнуть к кочевому образу жизни, ведь сочинский "Русский сувенир" много ездил по стране, знакомя со своим творчеством слушателей различных городов России, Украины, Казахстана, Латвии, Белоруссии, Узбекистана, Молдавии, республик Закавказья. Артисты выступали на стройках крупнейших гидроэлектростанций Сибири и Таджикистана, давали концерты для военнослужащих в Афганистане и Монголии. В составе "Русского сувенира" Валентина Дмитриевна выступала на одной сцене со знаменитыми советскими певцами Еленой Образцовой, Борисом Штоколовым, Анатолием Соловьяненко, Леонидом Сметанниковым и другими.
– Больше всех меня впечатлила Елена Образцова. Профессионализм, сценическое и женское обаяние этой певицы вызывали у меня восхищение. Она очень хорошо отнеслась и к нашему оркестру, и к Вячеславу Ильичу – после концерта трогательно нас благодарила за совместное выступление, – вспоминает Лисина.
В 2010-х Валентина Дмитриевна вместе с коллективом активно участвовала в культурных программах значимых форумов как всероссийского, так и международного масштаба, в числе которых Олимпиада "Сочи-2014", Всемирные хоровые игры 2016 года, Чемпионат мира по футболу 2018 года.
– А самым значимым музыкальным событием прошлого года стал для меня Первый фестиваль русской музыки в Сочи, посвященный 800-летию князя Александра Невского. Стержневую роль в сочинской премьере музыкально-драматической программы "Сказание об Александре Невском" сыграл оркестр "Русский сувенир". Очень впечатлила режиссура постановки, в которой все было ориентировано на зрителей. Прекрасно выступили и артисты, и зрители хорошо приняли программу. Красивой и эффектной получилась премьера, – рассказывает Валентина Дмитриевна.
И сегодня артистка принимает участие во всех концертных программах оркестра для взрослой, детской и семейной аудиторий. Как профессионал, прекрасно владеющий домрой, она вносит свой весомый вклад в исполнительское мастерство оркестра народных инструментов "Русский сувенир" имени П.И. Нечепоренко и тем самым активно способствует приобщению сочинцев и гостей курорта к богатейшему наследию народной культуры.

Лариса Остренко.
Фото: Виталий Пустовалов.


Печать