Это был истинный доктор

Кобж.jpgПосвятив большую часть жизни – почти полвека – честной работе в сфере здравоохранения города Сочи, фельдшер Шамиль Кобж стал для многих поколений жителей поселка Головинка олицетворением настоящего доктора, всегда твердо следовавшего клятве врача. О нем и сегодня, даже спустя десять лет после смерти, односельчане отзываются с глубокой благодарностью. Это тот самый случай, когда говорят: человек жив, пока о нем помнят.

Что на самом деле движет людьми, многие годы хранящими верность своей профессии? Этот вопрос, убежден, не дает покоя многим из нас, заставляет окунаться в глубинный и неизведанный мир человеческой души, рыскать в поисках ответа по самым отдаленным уголкам людского сознания. Почему для одних поиск собственного призвания занимает порой всю жизнь и зачастую заканчивается ничем, а для других, кажется, определяется уже в ранние годы – раз и навсегда? Понимать это начинаешь только тогда, когда вновь и вновь сталкиваешься с теми, кто вопреки трудностям и расхожему общественному мнению, в зависимости от сиюминутной конъюнктуры легко распределяющему профессии на престижные и не очень, продолжает работать там, где это нужнее всего.
Деятельность Шамиля Хаджиретовича Кобжа на должности участкового терапевта Головинской амбулатории требовала от него предельной собранности и максимальной концентрации физических сил. За плечами уроженца аула Большой Кичмай Шамиля Кобжа, в юности начинавшего бригадиром в колхозе "Заря коммунизма", Майкопское медучилище и Краснодарский медицинский институт. Он шел к своей цели твердо, год за годом постигая все тонкости профессии, мечтал стать настоящим специалистом, для которого нет ничего невозможного. В 1959-м, получив диплом о высшем образовании, отправился по направлению вуза в забытый тогда богом Солохаул. В ту пору его ничто не пугало – ни удаленность селения от цивилизации, ни сложнейшие условия работы.
– Я часто вспоминаю свои первые годы деятельности и удивляюсь, как мне все удавалось, – размышлял Шамиль Хаджиретович во время нашей с ним встречи в июле 2006 года. – Будучи единственным медиком на всю округу, мне, не имевшему тогда практического опыта, приходилось заниматься буквально всем – лечить зубы, вправлять кости, зашивать сложные раны, принимать роды. Бывало, не имея под рукой самого необходимого и, главное, времени на раздумья – пока доедет помощь из города – я даже вынужден был делать экстренные хирургические операции – обстоятельства и борьба за жизнь пациентов требовали не только оперативности, но и умения взять на себя ответственность в самый сложный момент.
Сегодня подобный универсализм, помноженный на высочайшую степень ответственности за судьбы людей, нуждающихся в помощи врача, к сожалению, встретишь крайне редко, поэтому и истории из многолетней практики сельского доктора Кобжа, повидавшего немало на своем веку, во многом показательны для старших поколений сочинских медиков, являются своего рода путеводной звездой для современных последователей Гиппократа.
После десяти лет работы в горном Солохауле, где и произошло настоящее "боевое крещение" врача Кобжа, он вернулся в родной аул, а вскоре приступил к работе в качестве терапевта в Головинской амбулатории, с которой были связаны почти сорок лет его жизни.
Однажды, в начале 2000-х, фельдшер Кобж, имеющий почти полувековой стаж работы в медицине, пытался было уйти на пенсию, казалось, хватит, можно уже и отдохнуть, спокойно пожить для себя, но вскоре понял: не для него это. Разве может сильная и деятельная натура, привыкшая к постоянной работе, в одночасье перейти на иной, более размеренный, ритм жизни – без многочасовых приемов пациентов, частых выездов на дом к больным и ежедневного напряжения сил? Не получилось. Поэтому Шамиль Кобж вновь вернулся туда, где он был нужнее всего, что и подтверждают местные жители, старавшиеся попасть именно к Хаджиретовичу, как они с уважением называли своего врача, пользующегося непререкаемым авторитетом среди коллег и пациентов. Здесь все стало для него близким, понятным, дорогим – сколько поколений местной детворы выросло на его глазах, скольким людям удалось помочь, сколько троп и дорог вдоль и поперек пешком исхожено! Тут он каждого знал по имени, мог свободно вывести родословную местных семей – от старших представителей до самой молодой поросли, только делающей первые шаги на этой земле. Жители поселка и соседних населенных пунктов, привыкшие к тому, что их надежный доктор был всегда рядом, твердо считали его неотъемлемой и, безусловно, значимой частью собственной жизни. Убери хотя бы одну составляющую – и гармония привычного уклада их существования потеряет свою привычную красоту и первозданность.
Показательно и то, что собственным примером верного служения профессии Шамиль Кобж положил начало большой семейной династии врачей – здесь же в Головинке не одно десятилетие вместе с ним проработала его супруга Шамиля Мусовна. По стопам родителей пошли дочь Биба и внучка Ирина, а также невестка Сальмет, имеющие медицинское образование.
…Его часто можно было увидеть не только принимающим больных в амбулатории, но и в автомобиле – Головинский участок, который обслуживал "Отличник здравоохранения" Шамиль Хаджиретович Кобж (он, к сожалению, ушел из жизни в марте 2012 года в возрасте 82-х лет), был достаточно обширным – от Морской Дали до Катковой Щели. За день, как рассказывал он, подчас приходилось наматывать по нескольку десятков километров и везде нужно было успеть – действенная помощь врача, независимо от времени года и часа суток, всегда должна прийти вовремя. Это качество и ценили в нем люди.
Анзор НИБО.
Фото из архива автора.


Печать