Путешествие к истокам

MUZEI.jpgПопулярное в последние десятилетия в Сочи направление экскурсионного бизнеса – этнотуризм, активно развивающееся в сельских округах курорта, зародилось благодаря настойчивости и энтузиазму руководителя небольшой фирмы "Джегош" Айсы Ачмизова. Начав когда-то с нуля, наш земляк, которому в нынешнем году исполнилось бы 75 лет, не только увлек доброй идеей своих односельчан, но и приобрел единомышленников в родном городе, многих регионах России и даже зарубежных странах.

Его все знали как Зорика. Уважали. За огромный жизненный опыт, природную мудрость, знания, твердую гражданскую позицию, принципиальность, нетерпимость к несправедливости. Любили. За скромность, открытость, неугомонный характер, чуткость к чужому горю, готовность помочь в любую минуту. Ценили. За сподвижничество, преданность своему народу и многонациональному городу Сочи. Даже за весьма непростой, порой очень "ершистый" нрав. Веселый, энергичный, с отменным чувством юмора Айса Юнусович легко находил общий язык со всеми, даже с совершенно незнакомыми людьми. Благодаря многолетней активной работе в сфере этнотуризма, радушию и гостеприимству, он находил множество друзей. Чем всегда очень гордился. Зорика, без преувеличения, знали везде – в Сочи, Краснодарском крае, разных регионах России и за рубежом. Его стараниями об адыгах – коренных жителях Причерноморья, многонациональном городе-курорте и Северном Кавказе – по-новому узнали сотни тысяч гостей южной здравницы. Он умел рассказывать обо всем эмоционально, образно, доступно и глубоким знанием темы, поэтому был на одной "волне" с любой аудиторией.
Название одного из самых популярных ныне в Сочи экскурсионных маршрутов – "Долина легенд и водопадов" – прочно ассоциируется с "Джегошем". Еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века основатель частной фирмы Айса Ачмизов, преподаватель музыкальной школы по специальности, решил сделать ставку на этнотуризм, о котором на курорте тогда еще никто даже не помышлял. Сработало на все сто, но, конечно, далеко не сразу: успех пришел с огромным трудом и лишь время спустя. Впрочем, годы не были потрачены впустую: сегодня это направление вопреки многочисленным скептикам является одним из лидеров рейтинга популярности среди жителей и гостей нашего города, а также "кормит" сотни людей – простых аульчан, десяток местных предпринимателей и многочисленные туристические организации, работающие в данной сфере.
"Рецепт" успеха, как всегда, прост: поездка на природу должна быть не только увеселительной и развлекательной, но и обязательно – познавательной, подчеркивал Ачмизов. Тогда, почти тридцать лет назад, подобного нигде в Сочи еще не было, да и сельские округа города, богатые на разного рода достопримечательности и удивительные ландшафты, оставались далеко в стороне от массовых туристических направлений. А зря: потенциал у этих территорий огромный, был убежден он. Да и этнический колорит, основанный на традиционной культуре народов, проживающих в Сочи, с их радушием, гостеприимством и, конечно, богатейшей национальной кухней – может и должен привлечь многочисленных гостей курорта. Это действительно сработало: постепенно в селах и аулах стала появляться необходимая инфраструктура, ориентированная на туристов, – частные этнографические музеи, вечерние шоу-программы, кафе, магазины, сувенирные лавки, ярмарки местных сельхозпроизводителей, активизировались мастера традиционных народных промыслов и декоративно-прикладного искусства.
Осваивая свой первый и самый главный маршрут, пролегавший по живописной долине реки Шахе к "33-м водопадам", расположенным в окрестностях Большого Кичмая, Айса Ачмизов всякий раз расширял и насыщал экскурсионную программу. Так возникла идея посещения знаменитого Тюльпанного дерева-исполина в Головинке, чей возраст, как считают ученые, превышает двести шестьдесят лет. Затем у гостей появилась возможность познакомиться с историей сочинского чая, благо в поселке Ахинтам есть крупная плантация. Постепенно Ачмизовы, а главе семьи все эти годы активно помогали в работе супруга Мелеачет, сын Тимур, дочери Фатима и Светлана, решили создать импровизированный этнографический музей "Шапсугский двор" прямо во дворе собственного дома. К традиционному адыгскому очагу и генеалогическому древу фамильного рода Ачмиз постепенно "приросло" все остальное – редкие предметы культуры и быта причерноморских адыгов, уникальные археологические находки, национальная одежда, музыкальные инструменты, архивные фотографии, книги. Здесь, у горящего, мирно потрескивающего огня, всегда можно было выпить ароматный чай и попробовать настоящий кавказский мед.
– Экскурсии в исполнении Айсы Юнусовича были высокопрофессиональны во всем – глубине содержания, любви к родной культуре, истории и природе, – вспоминает руководитель Общественной организации экскурсоводов и гидов-переводчиков города Сочи "Сочивед", заслуженный работник курортов и туризма Кубани Надежда Кучерявая. – Он с большим удовольствием проводил экскурсии для действующих экскурсоводов и молодых специалистов, его программа была достойной частью мастер-классов.
За почти три десятилетия в гостях у Зорика, эмоционально рассказывавшего гостям о вехах прошлого и современной жизни родного Сочи, а также процессе взаимопроникновения и обогащения культур народов, проживающих в Причерноморье, побывали десятки тысяч людей со всей России. Много приезжало сюда иностранных туристов, часто привозили на встречу с известным краеведом школьников и студентов из всех районов города. В книге почетных посетителей "Шапсугского двора" – искренние слова благодарности хозяевам за радушие. Записей – сотни. Они разные, в прозе и стихах, искренние и доброжелательные. От глав регионов, членов Правительства страны, мэров городов, депутатов Государственной Думы и сенаторов Федерального Собрания, космонавтов, ученых, крупных военачальников, руководителей ведущих предприятий и организаций, представителей творческой интеллигенции и, конечно, простых экскурсантов – всех не перечислить. Есть признания в любви и дружбе от зарубежных туристов, причем, на самых разных языках. Опыт "Джегоша" по организации этнографического туризма нашел широкое применение не только в родном Сочи – единомышленники Айсы Ачмизова есть в других регионах страны и даже за границей.
– Его девизом были слова: "Взялся за дело – будь лучшим в нем", – рассказала экскурсовод, руководитель краеведческого клуба "Истоки" Людмила Лагерь. – Он был человеком азартным, прекрасным музыкантом, во всем доходил до самой сути и щедро делился своими знаниями с коллегами. Двери его дома всегда были гостеприимно открыты для каждого. Айса Юнусович учил нас устанавливать доверительную обратную связь с экскурсантами, сохранять дружеские и рабочие отношения с нашими гостями.
Не останавливаясь на достигнутом, семейная фирма Ачмизовых успешно осваивала и другие направления туризма, предлагая жителям и гостям курорта новые интересные маршруты по всему Сочи. Будучи человеком деятельным и трудолюбивым, Айса – в августе нынешнего года ему бы исполнилось 75 лет – охотно занимался краеведением и общественными делами, долгое время возглавлял "Чиле Хасэ" (орган местного территориального самоуправления) родного поселка, участвовал в повседневных буднях общественного парламента причерноморских адыгов-шапсугов. Он не раз избирался делегатом съездов "Адыгэ Хасэ", оказывал всестороннюю помощь организации в решении самых острых проблем, волнующих местное население.
За весомый личный вклад в развитие города Сочи и Краснодарского края, а также экскурсионной отрасли региона, Айса Ачмизов был отмечен наградами, в частности, знаком "Почет и уважение сочинцев", множеством почетных грамот и благодарственных писем. Несмотря на возраст, он был полон новых планов и идей, всегда с готовностью поддерживал общественно значимые образовательные, просветительские и культурные проекты.
Отпраздновав в 2018 году 70-летний юбилей, Зорик долго и мужественно боролся с тяжелой болезнью, вопреки неизлечимому недугу продолжал работать, вел дела фирмы, лично встречал гостей. Но трагическая гибель сына Тимура – продолжателя дела отца, талантливого экскурсовода и организатора, к сожалению, окончательно подорвали его силы. Айсы Ачмизова, пережившего сына всего на несколько месяцев, не стало в мае 2020-го – незадолго до памятного события: через год экскурсионная фирма "Джегош" готовилась широко отметить в большом кругу друзей свое 30-летие…

Анзор НИБО.
Фото из архива автора.


Печать