РОДНУЮ ЗЕМЛЮ ЗАЩИЩАЯ

oborona_Anz.jpgВ памятный год 80-летия освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков местные историки, краеведы и поисковики продолжают большую исследовательскую работу по изучению истории героической обороны Черноморского побережья Кавказа, а также деятельности советских истребительных батальонов и партизанских отрядов, эффективно воевавших в годы Великой Отечественной по всей стране, в том числе, на территории города-госпиталя Сочи

Он прожил почти девяносто пять лет и практически до последнего дня продолжал упорно работать. Давняя привычка к исследовательскому труду – внимательному изучению исторических материалов и документов, газетных публикаций и редких архивных фотографий, связанных с краеведением, – требовала постоянного умственного напряжения – это было одним из важнейших стимулов долголетия. Не один год старейшина поселка Головинка Мухдин Османович Напсо (на снимке вверху) настойчиво писал мемуары и публицистические статьи на актуальные темы для местных СМИ – многое, о чем он рассказывал читателям, прежде всего, молодому поколению, старейшина не только видел своими глазами – пережил на себе. Особенно памятен, признавался он, тяжелейший период Великой Отечественной войны – голод, налеты немецкой авиации, гибель на фронтах дорогих и близких ему людей. Время идет, но боль потерь – их ничем не восполнить – не утихает.
– Меня радует, что в стране уделяется много внимания периоду Великой Отечественной, героическому подвигу советского народа, защитившего Родину от врага, о военачальниках, мужестве и отваге рядовых солдат. Однако нигде почему-то не упоминается о полувоенных подразделениях, существовавших в то время, – рассказал в ходе одной из бесед с корреспондентом "НС" Мухдин Напсо. Он ушел из жизни два года назад. – Мы, представители старшего поколения, хорошо помним о том, что в годы войны в прифронтовых районах действовали так называемые истребительные батальоны, предназначавшиеся для борьбы с вражескими диверсантами, десантниками, шпионами, которые действовали в тылу советских войск, в том числе на территории Шапсугского (ныне – Лазаревского и Туапсинского) района.
К Черноморскому побережью немецкие войска рвались главным образом через Шаумянский и Краснополянский перевалы, вспоминал старейшина. Шапсугский район, города Сочи и Туапсе оказались в опасной прифронтовой зоне. Для борьбы с гитлеровскими диверсионно-разведывательными группами и создавались истребительные батальоны.
– Особенно интересна история появления такого подразделения в поселке Лазаревское, – считал краевед. – Он значился под номером 75. Сведений о деятельности группы и бойцах, воевавших в ее рядах, к сожалению, сохранилось крайне мало. Ничего существенного не удалось раздобыть и в архивах. Основной источник информации – воспоминания очевидцев, а их практически не осталось...
"Костяк" данных подразделений составляли местные жители – их опыт (большинство были непревзойденными охотниками) и великолепное знание окрестностей – горных троп и перевалов – были просто неоценимы. Из достоверно установленных имен – чуть больше десятка: командир батальона – зам. начальника НКВД, старший лейтенант Георгий Кацо, его заместитель – Василий Локтионов, командиры – Илья Ахалая и старшина Сазонов. Организацией деятельности истребительного батальона № 75 руководили начальник НКВД Пенченко и начальник милиции Молчанов. Были в его рядах и рядовые, фамилии некоторых из них удалось восстановить – это житель поселка Лазаревское Владимир Васильевич Бойко, Гарун Ибрагимович Кадиев и Рамазан Гумерович Напсо из Головинки, Хизир Махмудович Чунтыжев из Марьино, Кримчерий Исхакович Хапий из Тхагапша, Шихамиз Пшихизович Хейшхо из Хаджико и Бахсет Ахмедович Гвашев – уроженец аула Малый Кичмай.
– Меня несколько раз призывали на сборный пункт Туапсинского военкомата, проверяли, возвращали обратно, – рассказывал житель Головинки Гарун Кадиев (на снмке справа). Он, к сожалению, ушел из жизни несколько лет назад, но оставил немало воспоминаний о том времени. – Летом 1942 года я в очередной раз был вызван в военкомат, куда в это время приезжали молодые ребята со всего района. Из их числа сформировали подразделение и отправили на станцию Кривенковская. Нескольких ребят, в том числе и меня, вернули обратно в Туапсинский военкомат, а уже оттуда – в поселок Лазаревское. Здесь нас зачислили в истребительный батальон, вручили оружие. Несколько недель с нами проводились учебные занятия. Солдаты батальона занимались охраной важных объектов в прифронтовой полосе, обследовали леса и горные массивы, начиная от морского побережья до горных перевалов, где в то время уже шли тяжелые бои. Отряд проводил и боевые операции.
Приведенные выше фамилии – лишь малая часть личного состава истребительного батальона № 75, был убежден Мухдин Напсо. Старейшина надеялся, что эта малоизученная тема привлечет широкое общественное внимание и на нее отзовутся не только другие ныне живущие бойцы подразделения или их родственники, но также историки, краеведы, ведомственные архивы и организации, в первую очередь, военкоматы города Сочи и Туапсинского района.
– Работа, безусловно, сложная, длительная, кропотливая, но только так – совместными усилиями – удастся написать подлинную историю славного боевого пути истребительных батальонов, – подчеркивал он. – Важно установить и сохранить для потомков каждую фамилию, каждый факт из боевой деятельности данных отрядов – это, безусловно, послужит и восстановлению справедливости в отношении незаслуженно забытых людей, служивших в их рядах.
Большую исследовательскую работу по воссозданию истории истребительных батальонов на территории города Сочи проводят поисковики, музейные работники, ветеранские организации и краеведы. В последние годы эта тема активно изучается, но "белых" пятен остается еще немало.
– Сравнительно быстрая оккупация фашистами большой части края, экстренная эвакуация населения, большое количество жителей непризывного возраста, утеря властью управления обстановкой привели к тому, что связь с людским резервом, способным сопротивляться оккупационным властям, была потеряна. Наши люди оказались на оккупированной территории без связи и оперативного руководства, да ещё в условиях жёсткого давления со стороны гитлеровских спецслужб. Недостаток в оперативной работе в тылу врага необходимо было устранять в первую очередь, – рассказал "НС" известный сочинский краевед, член Союза журналистов России и Российского военно-исторического общества Геннадий Писоцкий. – Управление НКВД по Краснодарскому краю передислоцировалось в Сочи, и 20 августа 1942 года начальником управления майором госбезопасности К.Г. Тимошенко был подписан приказ о создании пяти оперативных групп, которые дислоцировались в селах Аибга, Красная Поляна, Ажек, Солохаул и посёлке Лазаревское.
Как удалось доподлинно установить краеведу, одной из наиболее успешных считалась Лазаревская оперативно-чекистская группа под руководством лейтенанта госбезопасности Александра Николаевича Саленкова. База отряда располагалась в 5 км от села Марьино в доме лесника, а 12 человек постоянного состава находились за перевалами в селении Средние Тубы, вблизи линии фронта. Кроме общих для всех групп задач Лазаревская группа была жёстко привязана к выполнению заданий командования 18-й армии генерал-лейтенанта Константина Николаевича Леселидзе. Она проводила разведывательно-диверсионные группы войсковой разведки на территории противника и блокировала проникновение вражеских агентов на линию строящейся через горы дороги Лазаревское – перевал Хакуч – посёлок Шпалорез (именно по этой дороге в начале января 1943 года были переброшены войска 18-й армии и стремительно ударили в тыл врага, обеспечив успешное наступление Советских войск на Северном Кавказе). Члены группы также осуществляли подбор агентов и проводников из числа местных жителей, знающих горные тропы, либо имеющих родственников в Апшеронском районе.
– В немногочисленных горных сёлах и аулах в те годы оставались, в основном, женщины, старики и подростки, – отметил Геннадий Писоцкий. – Из них и формировались команды проводников. В народной памяти бережно хранятся имена двух юношей из аула Тхагапш – Мадина Калевича Тлифа и Кермиза Схаткериевича Чачуха, которые были включены в одну из групп проводников. Пятнадцатилетние подростки стремились внести свой вклад в разгром врага, они прекрасно ориентировались в горах, знали тайные тропы и переходы через ущелья. В ноябре 1942 года им было поручено провести одну из разведывательных групп Красной Армии в тыл неприятеля. Задание командования было выполнено, но назад юные герои не вернулись. По прошествии времени трудно сказать, что произошло с ними на обратном пути домой – в архивах данных, к сожалению, не сохранилось, – но ясно одно: это был их подвиг во имя общей Победы.
За период действия Лазаревской группы НКВД удалось перебросить в тыл противника 29 человек с задачей разведки в Апшеронском, Майкопском, Белореченском районах и станице Черниговской. Подготовлено и передано в 18-ю армию 5 постоянных проводников, хорошо знающих горные тропы, выявлено и задержано 19 агентов противника, проведена тщательная разведка у села Черниговского.
– В ноябре 1942 года командованием были получены сведения о том, что немецкая администрация предпринимает попытки провести восстановительные работы на нефтепромыслах Хадыженского нефтяного месторождения, – рассказал Геннадий Писоцкий. – Было решено через Лазаревские перевалы "забросить" диверсионную группу лейтенанта госбезопасности Николая Николаевича Валухина, возглавлявшего Хадыженскую оперативно-чекистскую группу. Действовать пришлось в очень тяжёлых погодных условиях.
"От Лазаревской до пятьдесят второго километра на попутных автомашинах со скоростью не более 20 км в день, – вспоминал командир Валухин. – От 52 до 78 километра – через горы и Тубинский перевал путь занимал световой день. От села Тубы до линии обороны по реке Цеце и через Сыпучую гору – тоже день. Далее путь пролегал через скалы горы Матазык (в основном на четвереньках) тоже занимал 6-7 часов. И лишь на пятые сутки с утра они выходили на ровное место. С учётом снега в горах путь до противника занимал до 10 дней. Иногда приходилось по двое суток ночевать на вершине горы в снегу. Огонь разводить было категорически нельзя, чтобы не обнаружить группу".
Несмотря на все сложности и испытания, отряд успешно выполнил важное задание: в ходе диверсионных мероприятий и корректировки бомбёжки с воздуха фашистам не удалось получить с Хадыженских промыслов ни одного килограмма нефти!
Восемьдесят лет назад, 6 января 1943 года, началось масштабное наступление Красной Армии на Кубани. Как считает краевед Писоцкий, во многом именно эффективная деятельность оперативно-чекистских групп и истребительных батальонов из числа местных жителей позволила советскому командованию провести успешные общевойсковые операции по освобождению нашего края от фашистских захватчиков.

Анзор НИБО.
Фото из архива автора и открытых источников.


Печать