Призвание быть концертмейстером

бабова_с.jpgЕлена Сергеевна Бабова – аккомпаниатор-концертмейстер Сочинской филармонии 26 сентября отметит личный юбилей.
Представляя творческую династию Бабовых-Бровкиных, связавших свою профессиональную жизнь с Сочинской филармонией, достойно продолжает семейные традиции. Елена Сергеевна более 45 лет трудится в Сочинской филармонии.
Репутация высокопрофессионального аккомпаниатора способствовала её сотрудничеству со многими известными в стране и за ее пределами артистами. В разное время её партнерами по сцене были народные артисты СССР Александр Ведерников (бас, Большой театр), Леонид Сметанников (баритон, Саратов), народные артисты России Виктор Черноморцев (баритон, Мариинский театр), Михаил Уткин (виолончель, Москва).


Вместе с ведущими солистами Сочинской филармонии пианистка гастролировала по городам Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.
Много лет сотрудничая с Сочинским колледжем искусств и музыкальными школами города, Елена Сергеевна уделяет внимание профессиональному становлению юных музыкантов города. В 2021 году воспитанник ДМШ№4, юный скрипач В. Бабаян стал обладателем Гран-При на международном конкурсе "Московский рубеж" и лауреатом 1 премии на краевом конкурсе исполнителей на струнных инструментах – на этих конкурсах Е.С.Бабова была удостоена дипломов "Лучший концертмейстер".
Помимо профессиональных наград и званий артистка удостоена знака почета "За трудовые успехи на благо города Сочи" и памятного знака "За многолетний труд на благо олимпийского Сочи".

 

В преддверии юбилея заслуженная артистка Кубани Елена Бабова поделилась с нами своими размышлениями о жизни, искусстве и профессиональном пути.
– Елена Сергеевна, почему Вы решили связать свою жизнь с музыкой?
– Я родилась в семье известных в нашей стране музыкантов Сергея Бабова и Людмилы Бровкиной, более полувека служивших в Сочинской филармонии. Вполне естественно, что я начала учиться в Детской музыкальной школе имени И.Шмелева по классу фортепиано, затем окончила Краснодарское музыкальное училище имени Н.А.Римского-Корсакова. После училища я какое-то время колебалась в выборе направления дальнейшего обучения, поскольку изучение иностранных языков представляло для меня особый интерес. Но… все определяется свыше. На семейном совете было принято решение поступать в Тбилисскую государственную консерваторию имени В. Сараджишвили. Почему Тбилиси? Это родной город моего папы. Там он рос, учился, формировался. Там есть мост, построенный по проекту моего дедушки. В то время Тбилиси – яркий, колоритный город, гостеприимный, радушный, богатый многолетними традициями.
– Кто сформировал Вас как профессионала и повлиял на Ваш исполнительский стиль?
– В период обучения у меня было три педагога по специальности: в музыкальной школе, в училище и консерватории. Мне очень повезло, что никто меня не переучивал – трехэтапный образовательный процесс отличался преемственностью. А общение в стенах консерватории с такими музыкантами-интеллектуалами как С.Цинцадзе, Т.Чарекишвили, Б.Чиаурели, Н.Габуния, О.Димитриади не прошло бесследно. Каждый раз, вспоминая с благодарностью ту или иную фамилию, ловлю себя на чувстве неловкости перед теми, кого не вспомнила... Но этих уважаемых людей было очень много. Повторюсь, мне очень повезло, что я была удостоена чести общения с ними не только в рамках учебного процесса.
Конечно же, большое влияние оказало домашнее воспитание, которое не могло пройти бесследно. Моим личностным и музыкальным развитием занимались родители: блистательный интеллектуальный музыкант, пианист-аккомпаниатор – Папа; его единомышленница, прекрасная певица – Мама. Полагаю, что концертмейстерское направление в профессии было впитано "с молоком мамы" и "наставлениями папы". И никогда я не пожалела об этом выборе! Это то драгоценное, значимость которого оцениваешь с годами. Во всем, что я умею, есть присутствие моих родителей (а их уже давно нет рядом со мной). И когда мне говорят, что я дочь своих родителей, это очень хорошо. Всегда буду им благодарна за всё!
– Насколько сложным был профессиональный отбор артистов при трудоустройстве в Сочинскую филармонию?
– После четвертого курса консерватории я решила попытаться поступить в Сочинскую филармонию. Филармония тех лет была очень интересным местом для работы, позволяющим воплощать творческие идеи. В ней было много разножанровых артистов, которые вели насыщенную концертную деятельность. Артисты филармонии выступали для жителей и гостей города Сочи, выезжали на гастроли по стране и за рубеж, имели возможность сотрудничать с приезжающими в город исполнителями очень высокого статуса.
Для поступления на работу нужно было представить программу художественному совету, в состав которого входили уважаемые артисты. Он проходил всегда на сцене Зимнего театра. Мной была представлена программа, в которой я выступила в качестве солистки-инструменталистки, аккомпаниатора-концертмейстера, артистки камерного ансамбля. О серьезности и значимости этого выступления говорит то, что в программу был включен Фортепианный квинтет Дмитрия Шостаковича. Помогали мне музыканты Струнного квартета из Литвы, работавшие тогда в филармонии. Это было в традициях тех лет – опытные солисты всегда были добрыми помощниками молодых музыкантов. До сих пор благодарна всем, кто помог мне пройти то серьезное испытание. Всё прошло удачно – меня приняли в Сочинскую филармонию.
– Были ли сложности в начале творческого пути?
– Раньше в филармонии были представлены разные исполнительские жанры. Вокалисты, инструменталисты, фокусники, жонглеры, акробаты-гимнасты, конферансье и музыковеды – вот творческий коллектив Сочинской филармонии того периода. Такая многожанровость доставляла аккомпаниаторам много хлопот, ведь в те времена не было фонограмм и концертные номера фокусников, жонглеров, конферансье исполнялись под аккомпанемент фортепиано или баяна.
Молодым концертмейстерам, пришедшим после консерватории, всегда кажется, что они умеют все и готовы ко всему. Рахманинов, Чайковский, Бетховен – "всё в пальцах"… Но не тут-то было. На всю жизнь запомнила концерт, в котором нужно было проаккомпанировать номер жонглеру на популярные мелодии русских народных песен… и случился конфуз. Что ж, училась! Концертмейстер филармонии должен уметь всё!
– Вы не раз приглашались организаторами к проведению Зимнего фестиваля искусств в Сочи. Насколько интересно было для Вас это сотрудничество?
– В рамках Зимнего международного фестиваля искусств фестиваля проводятся Международные музыкальные академии, дающие молодым музыкантам редкую возможность посетить мастер-классы признанных музыкантов. Мне посчастливилось в 2016-2018 годах участвовать в качестве концертмейстера в занятиях В. Барелла (Бразилия, гобой), Х. Мааки (Финляндия, кларнет), Т. Самуил (Россия, скрипка), А. Цыганкова (Россия, домра), В. Зажигина (Россия, балалайка). Это очень интересный опыт.
– Какие фестивали и конкурсы, проходящие сегодня в городе, привлекают Вас к сотрудничеству и вызывают у Вас интерес?
– В городе регулярно проходят конкурсы для юных музыкантов. Они достаточно демократичны и дают возможность для детей с разным уровнем подготовки демонстрировать свое умение. Периодически я участвую в работе жюри и вижу, как важно для ребят, их педагогов и родителей такое событие, как участие в конкурсе. География участников конкурса очень широка, и зачастую поездка на сочинский конкурс для юных музыкантов – надолго запоминающееся событие.
– Какими красками обогащает Вашу жизнь сотрудничество с Сочинским колледжем искусств?
– В колледже искусств я много лет работаю концертмейстером – и это очень интересно. Большое везение в том, что у меня всегда были и есть яркие, играющие студенты – учащиеся струнного и народного отделений. С ними сыграно много интересной музыки, пройдено много конкурсных испытаний, одержано немало достойных побед. В филармонии я какое-то время интенсивно работала с солистами-вокалистами, и именно студенты давали мне возможность "заполнить вакуум" в инструментально-ансамблевом музицировании. То, что они спустя годы являются достойными представителями своей профессии, мне очень приятно.
– С кем из артистов Сочинской филармонии Вы сотрудничаете на современном этапе?
– Сегодня я выхожу на сцену в ансамбле с солистами Сочинской филармонии: заслуженным артистом России В.Кузнецовым, заслуженным артистом Кубани А.Сосуновым, лауреатом международных конкурсов А.Венниковым. Сотрудничаю и с молодыми музыкантами, помогаю им в подготовке концертных программ. Успешное взаимодействие артистов на сцене – это, конечно же, и труд, и терпение, и вдохновение. Я благодарна всем моим коллегам за многолетнее творческое сотрудничество и содружество.
Лариса ОСТРЕНКО.
Фото: Виталий Пустовалов.


Печать