Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Апрель 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 4 5 6 8
9 11 13 15
16 18 19 20 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

"КРАСОТА СПАСЕТ МИР –"

"КРАСОТА СПАСЕТ МИР –"
Пятница, 21 Июль, 2006 - 18:05

повторил вслед за классиком сочинский художник Виктор Симоненко и вынес цитату в название выставки иконописи, открывшейся в Художественном музее

Наша справка
Живописец-иконописец Виктор Симоненко окончил ЛВХПУ им. В.И.Мухиной в Санкт-Петербурге. По благословению отца Алексея основал иконописную школу в Сочи и преподает в ней в течение десяти лет. Вместе с учениками школы оформил иконами вновь отстроенный Храм Святой Троицы в Адлере, за что был награжден архиерейской грамотой епископа Майкопского и Армавирского Филарета. Написал иконостас в приделе церкви Дмитрия Солунского в Москве. Его живописные и иконописные работы находятся в частных коллекциях России, Германии, США, Англии, Франции и других странах, а также в православных храмах России. Его выставки проходили во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Храме Христа Спасителя, в галерее "Сосны" Управления делами Президента РФ. В активе художника тысячи отреставрированных и вновь написанных икон.

В этом году практически все вернисажи, проходящие в Художественном музее, приурочены к празднованию его тридцатилетия. Поэтому, по словам заместителя директора музея по научной работе Светланы Шелиховой, к отбору художников и их работ научные сотрудники подходят обстоятельно. План юбилейных вернисажей составлен так, чтобы жители и гости курорта смогли увидеть различные направления искусства. В начале июля открылась выставка керамических работ Юрия Новикова, нынче – иконописный вернисаж Виктора Симоненко и его учеников.
– Виктор Дмитриевич расписывает храмы, иконостасы не только в сочинских церквах и соборах, – рассказывает Светлана Степановна, – но и во многих российских городах. На сегодняшний день он по праву считается одним из лучших иконописцев России. Не побоюсь сказать, что этот художник – великий труженик. Он создал иконописную школу в Сочи и возродил забытое изобретение наших предков – "яичный футляр" (на снимке). К сожалению, сохранилась только память о традиции, появившейся еще при царе Алексее Михайловиче и просуществовавшей до революции, когда даритель заказывал художнику изящную вещицу в виде яйца. На одной половинке запечатлевался святой, чье имя носил получатель подарка, на другой – библейский сюжет. Такой подарок дорогого стоил и становился фамильной реликвией, обрастал легендами, бережно хранился для потомков.

Национальный промысел, как многие другие исконные виды народного творчества, постепенно утратился, и его незаметно подменила роспись деревянных болванок. Причем сегодня на таких псевдопасхальных яйцах можно увидеть не лики святых, а незатейливые рисунки и даже портреты известных политиков. А ведь в царской России пасхальные футляры для яиц представляли собой две тончайшие полые полусферы, прочно примыкающие друг к другу благодаря гребешку и украшенные изысканным рисунком. Сегодня их не делают даже в признанных центрах русской лаковой миниатюры: Палехе, Холуе, Федоскино. Сочинскому художнику удалось возродить старинную технологию, и на выставке в музее представлены два футляра для пасхальных яиц.
Школу иконописи Виктор Симоненко открыл десять лет назад и, по сложившейся традиции, работают ученики со своим наставником только по воскресеньям, то есть в тот день, когда обычно и принято посещать храм.
– Создавать иконы трудно уже хотя бы потому, – поясняет художник, – что это очень длительный технологический процесс. Прежде чем начать писать, нужно провести огромную подготовительную работу. Если живописец купил холст, краски и приступил к работе, то иконописец сам готовит краски, левкасит основу, то есть покрывает деревянную основу меловым грунтом, а это порой занимает несколько дней. Потом идет прорисовка образа, золочение венцов и деталей архитектуры, и лишь в конце пишется лик святого.

Кисти Виктора Дмитриевича принадлежит роспись Свято-Михайло-Архангельского храма, над эскизами которой художник корпел полгода. Когда иконописец обратился с предложением к профессиональным художникам Сочи заняться росписью, получил отказ, мотивированный тем, что мало кто решается прикоснуться к этому виду искусства. На помощь пришли обыкновенные библиотекари и бухгалтеры, обучающиеся в школе иконописи Симоненко. Вот и на выставке в Художественном музее представлено 198 икон и 45 миниатюр, большая часть которых выполнена учениками. А это строители, военнослужащие, предприниматели, водители, провизоры, кабельщики, домохозяйки, преподаватели и даже инженеры-гидротехники, то есть люди, абсолютно не причастные к миру искусства и живописи.
–Это своего рода эксперимент, – продолжает Виктор Симоненко, – научить не живописи, а иконописи людей, которые в последний раз рисовали на уроках в школе. Когда приходит в школу новый человек, мне хочется вместе с ним одержать победу. На наших занятиях царит душевная обстановка, мы не вводим монашеских правил поведения.
В школе иконописи, которая расположена в культурно-спортивном комплексе "Урожай", что в микрорайоне Ареда, каждый ученик старается довести начатое дело до конца и создать хотя бы одну икону для своего дома.
На вернисаже можно увидеть лики Богоматери Корсунской, "Призри на смирение", "Нечаянная радость", "Семистрельная", "Руно орошенное", иконы преподобного Иоанна Дамаскина и Святого Сергия Радонежского. Лучшие из представленных работ будут переданы в храм, расположенный в поселке Лазаревское.

Елена НОВИКОВА.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Пляж, январь, 2012

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи
Калькулятор стоимости забора из евроштакетника СТРОНГ.

Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.